Новый порядок предоставления отпускных периодов для госслужащих. Гос бюджетная организация как начисляются отпускные Продолжительность отпуска госслужащих в

В современной России действует широкий спектр указов и нормативов, регулирующих деятельность государственных служащих любых масштабов. Каждый гражданин, трудоустроенный в правительственном ведомстве должен соблюдать ряд правил и установок во избежание возникновения негативных последствий.

Законодательство ежегодно меняется, что усложняет деятельность данной социальной группы. В 2016 году были внесены коррективы, согласно которым отпуск на госслужбе претерпел изменения. Сегодняшняя статья расскажет о существующих на данный момент разновидностях и предоставляемых денежных компенсациях.

Что такое отпуск?

Они отразились на продолжительности всех , оплачиваемых согласно принятому закону. Данные коррективы позволили устранить пробелы в законодательстве, которые не позволяли сформировать строгую продолжительность перерыва от трудовой деятельности.

В противном случае возникала дифференциация, пагубно влияющая на функционирование государственных служащих.

В соответствии со статьей 46 федерального норматива О государственной и гражданской службе России, каждый служащий обладает законным правом на , в котором закрепляется занимаемое им должностное положение и обеспечивается соответствующее финансовое содержание.

Длительность перерыва варьируется от нескольких факторов.

Они определены в вышеуказанном федеральном законе. Классификация выглядит следующим образом:

  • государственные служащие, периодически замещающие высшие чины и главенствующие должности могут находиться в ежегодном финансируемом отпуске не более тридцати пяти календарных дней;
  • государственные служащие, периодически замещающие служебные должности гражданских ведомств и прочих групп, имеет право ежегодно пребывать в отпуске менее тридцати календарных дней.

Также законодательством регламентированы обособленные разновидности отпусков и граждан, имеющих возможность использовать их. Классификация имеет следующий вид:

  • за ненормированные смены работы. Длительность отпуска составляет более трех календарных дней за расчетный период;
  • за выслуженные годы. При формировании расчетов берется один календарный день за год;
  • за деятельность во вредных для здоровья и опасных для жизни условиях. Длительность формируется исходя из расчета неделя за год;
  • за работу, находящуюся в отдаленных северных районах. За год положено двадцать четыре дня. Если гражданин проходит службу на другой территории с идентичными условиями, то шестнадцать дней.

Расчет общей продолжительности отпуска

Продолжительность отпуска зависит от стажа.

Для более достоверного понимания методики расчета общей длительности отпуска следует отметить, что неизвестные детали, не регламентированные 79 статьей федерального закона, разрешаются при помощи прочих трудовых актов. Как правило, в них содержатся нормативные установки рассматриваемой области.

Согласно 120 статье Трудового Кодекса Российской Федерации исчисление суммарной продолжительности ежегодного финансируемого отпуска производится методом суммирования с ежегодным перерывом, обязательным для предоставления. Дополнительные прибавляются к обязательным и формируется итоговая длительность.

Методы расчета служащим гражданских ведомств не отличается от обычных граждан. Однако, имеются определенные отличия в разделе сложения основного перерыва и отпуска по выслуге лет.

Разница выглядит следующим образом. При сложении обязательного и дополнительного отпуска лица, занимающего руководящие и главенствующие должности гражданской службы, итоговая величина не может быть более сорока пяти календарных дней.

Если гражданин, занимает замещающий чин в ведомстве, то продолжительность отпуска составляет не более чем сорок дней.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.

В соответствии с действующим трудовым законодательством выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.

Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:

  1. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия;
  2. Женщины перед декретным отпуском или при возникновении осложнений после его отбытия;
  3. Граждане, оформившие опекунство на младенцев младше трех месяцев;
  4. Прочие лица, попадающие под категории, закрепленные в федеральном законодательстве.

В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.

Дата выхода и продолжительность формируется и утверждается с непосредственным руководителем, составляющим график.

Денежная компенсация

Несколько видов денежных компенсаций.

Согласно действующему законодательству определено несколько способов выплаты финансовых компенсаций для граждан, занимающих должности на государственной службе:

  • денежные средства предоставляются в полном объеме за один раз;
  • денежные средства переводятся на счет и предоставляются не позднее десяти календарных дней до момента начала ежегодного оплачиваемого отпуска.

Финансовые выплаты во время перерыва от рабочей деятельности варьируются в зависимости от следующих параметров:

  1. Оклад по классификации занимаемой служебной должности;
  2. Среднемесячная , изменяемая в зависимости от должностного положения;
  3. Дополнительные надбавки, предусмотренные регламентированными факторами.

Последняя указанная статья финансовых выплат формируется из таких деталей:

  1. Дополнительные финансовые выплаты за особый характер трудовой деятельности;
  2. Финансовые поощрения, назначаемые должностному лицу в месяце предполагаемого ежегодного отпуска;
  3. Материальная помощь для государственных служащих;
  4. Выплата за выслугу лет;
  5. Выплата за обработку документации в рабочей деятельности, принадлежащей к разряду государственных тайн;
  6. Финансовые вознаграждения и премии, предполагаемая выплата которых осуществляет в период отпуска.

Отпуск на госслужбе за свой счет

Необходимо заранее написать заявление.

Неоплачиваемый отпуск государственным служащим утверждается руководителем и должностным лицом, составляющим ежегодный график отпусков.

Согласно действующему законодательству претендующий сотрудник имеет право не оглашать причины выхода на преждевременный перерыв. Рекомендуется поставить руководство в известность за несколько дней до предполагаемого выхода, а не перед непосредственным его наступлением.

На основании заявления отделом кадров формируется приказ, декларирующий длительность отпуска, дату начала и его окончания.

У государственных служащих предусмотрена особенность его оформления. Отпуск без сохранения не должен превышать одного года. Причины его оформления формируются и одобряются в идеальном порядке.

Поводом может выступить необходимость написания работы для получения научной степени.

Детальная информация о предоставляемом отпуске указывается в личной карточке государственного служащего.

Табель учетного времени содержит следующие кодовые значения:

  • ДО — выход в отпуск по предварительному согласованию с руководством;
  • ОЗ — выход в отпуск по причинам, регламентированным в действующем трудовом законодательстве.

Можно ли взять академический отпуск на госслужбе?

Согласно действующему законодательству государственные служащие обладают правом на оформления академического отпуска. Для его оформления необходимо предоставить подтверждающую документацию и утвердить заявление в отделе кадров за долго до предполагаемого выхода в о избежание конфликтных ситуаций с руководящим персоналом.

Длительность такого отпуска может достигать одного года. Порядок его предоставления ничем не отличается от частных организаций.

Из этого видео вы узнаете о порядке предоставления отпусков.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Чаще всего кажется, что расчет отпускных это совсем не сложная задача. На самом деле, она сложная только для бухгалтера. Дело в том, что есть стандартные формулы по расчету отпускных, но как показывает практика, нестандартные ситуации возникают очень часто.

Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, каждый сотрудник имеет право на предоставление ему оплачиваемого отпуска. Основанием для расчета отпускных является приказ руководителя отдела/компании о предоставлении отпуска работнику по форме № Т-6 «Приказ о предоставлении сотруднику отпуска». Также отпуск можно оформить по форме № Т-6а. Что касается примера расчета отпускных , то его необходимо оформлять в унифицированной форме № Т -60 «Записка-расчет о предоставление отпуска сотруднику». Перечисленные выше формы установлены Госкомстатом РФ от пятого января 2004 года.

Право на отпуск возникает у работника только по истечению первых шести месяцев работы. Отметим, что в данный период не включается время, когда сотрудник был в отпуске без сохранения заработной платы более чем на 14 дней.

Все основные правила по поводу расчета, формул отпускных установлены в статье 114 Трудового Кодекса РФ. В статье говориться, что сотрудник имеет право на ежегодный отпуск с сохранением места работы и оплаты среднего заработка, размер которого должен составлять 28 календарных дней.

Помимо расчета отпускных в 2018 году существуют также дополнительные оплачиваемые отпуска. Такой вид отпуска может быть предоставлен только тем сотрудникам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда или сотрудникам с ненормативным рабочим днем.

Расчет отпускных в 2018 году производится исключительно в календарных днях. Более того, оплата самого отпуска не ограничивается. Стоит отметить, что праздники и нерабочие дни, которые приходятся на период самого отпуска в общее число календарных дней не включаются и соответственно, ну будут оплачены.

Предоставление отпусков всем работникам компании определяется каждый год согласно установленному графику. График утверждает сам работодатель или руководитель отдела при этом учитывая мнение профсоюзного органа компании. Этот график обязателен, как для руководителя, так и для работника. Сотрудник должен быть оповещен за две недели до начала отпуска.

Расчет отпускных в 2018 году должен быть произведен не позднее, чем за три дня до начала отпускного периода. Об этом говориться в статье 136 Трудового Кодекса России. Также, ежегодный отпуск может быть разделен на части. Тем не менее, хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Расчет отпускных в 2018 году

Для того, чтобы рассчитать отпускные выплаты необходимо знать величину дневного заработка сотрудника, а также временный период расчета отпускных. Для того, чтобы определить дневной размер дохода сотрудника необходимо учитывать абсолютно все данные о выплатах, произведенных сотруднику за расчетное время. Данный период времени высчитывается исключительно по календарю. При расчете необходимо брать 12 месяцев перед одним днем до выхода работника в отпуск.

Отметим, что в эту сумму не входят страховые отчисления, кредитные выплаты, материальная поддержка и прочие выплаты.

Во время самого расчета необходимо учитывать коэффициент среднего числа дней в месяце. Для расчета отпускных в 2015 году он будет равен 29,4. В итоге, средняя выплата за один день будет рассчитываться так: общую сумму дохода за последние 12 месяцев необходимо поделить на коэффициент среднего числа дней. После этого, полученный результат необходимо поделить на 12. Более конкретно о расчетах мы расскажем в другом разделе.

В 2018 году будут учитываться следующие параметры для расчета отпускных:

  • При увольнение сотрудника, который за 12 рабочих месяцев, не использовал отпуск, во время расчета увольнительных, необходимо учитывать отпуск.
  • Отпускные средства должны быть выданы за три дня до начала отпуска.
  • Очередной отпуск запрещено замещать компенсационными выплатами.
  • Срок отпуска должен составлять не меньше 28 календарных дней.
  • По заявлению сотрудника, время отпуска может быть перенесено.
  • Можно разделить отпуск по частям. Длительность одной части должна быть не меньше 14 дней.

Стоит также рассказать о премиальных. Ежемесячные премии, которые выплачивались в компании, обязаны входить в ежегодные выплаты и учитываются при расчете отпускных. Годовые или квартальные премии также должны быть учтены.

Расчет отпускных в бюджетных организациях

В этих случаях, отпуск также будет рассчитываться по календарным дням. Тем не менее, если во время отпуска, проходит красный день календаря (государственный или международный праздник, который учтен в ТК), то общее время отпуска увеличивается на один или больше дней. Стоит учитывать, что подобные праздничные дни, никак не оплачиваются. Данные правила установлены правительством Российской Федерации и подписаны Президентом.

Также стоит отметить, что если во время оплачиваемого отпуска, с сотрудником случилась неприятность, вследствие чего, он утратил полную работоспособность, то время, которое пошло на выздоровление, увеличивается на продолжительность отпускных дней.

Согласно законодательству России, минимальная продолжительность отдыха не должна быть 24 календарных дней. Учитывайте, что для некоторых категорий сотрудников могут быть предоставлены дополнительные дни отпуска.

Формула расчета отпускных

Теперь мы переходим к самому главному – к полному расчету отпускных. Отпуск должен оплачиваться из среднего заработка за весь расчетный период. Средний заработок сотрудника определяется из фактически начисленных ему выплат и временем, которое он отработал за последние 12 месяцев. При этом, режим его работы никак не влияет на средний заработок.

Формула для среднего заработка сотрудника рассчитывается так: изначально определяется его средний дневной заработок. После этого, средний дневной заработок умножается на общее количество дней отпуска. Ниже представлена формула расчета отпускных (Основная формула):

Теперь расскажем подробней как вычислить средний дневной заработок. Он будет равен отношению начисленной за расчетный период заработной плате за последние 12 месяцев к среднемесячному числу дней (которое составляет 29,3). Как мы говорили выше, должны быть учтены все выплаты, которые были предусмотрены нормативами оплаты труда в компании.

Из общей суммы исключаются выплаты за время отсутствия сотрудника, когда:

  • За сотрудником сохранялся средний заработок согласно законодательству страны.
  • Сотрудник получал пособие вследствие временной нетрудоспособности.
  • Сотрудник не мог работать из-за простоя, который возник по вине самого работодателя.
  • Сотрудник не принимал участие в забастовке, но не мог работать в это время.
  • Сотруднику были предоставлены дополнительные оплачиваемые выходные.

В итоге, мы имеем следующую формулу для расчета среднего дневного заработка:

Чаще всего бывает так, что по простой формуле нельзя вычислить средний дневной заработок, поскольку за 12 месяцев сотрудник болел, или был в отпуске, потому что делил его на несколько частей.

Теперь мы рассмотрим случай, когда сотрудник отработал меньше 12 месяцев. Как чаще всего и бывает. Так, если один или пару месяцев из отчетного периода, работник отработал не полностью, то средний дневной заработок будет вычислен путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму сред­немесячного числа календарных дней (29,3), умножиться на общее количество полных календарных дней и количества календарных дней в неполных календарных меся­цах. Лучше всего эту огромную формулу будет разбить пару простых:

Изначально вычислим средний дневной заработок:

Для того, чтобы найти общее кол-во дней за расчетный период, необходимо:

Чтобы найти дни из полных месяцев необходимо:

И самое последнее, но и самое сложное для расчетов, это подсчитать дни из неполных месяцев:

Как рассчитать и начислить налоги с отпускных

Стоит не забывать, что при выплате сотруднику отпускных средств, необходимо заплатить сумму налога на доходы физических лиц. Данное правило указано в п. 1 статьи 226 НК РФ. Отпускные облагаются НДФЛ и страховыми взносами. На сегодняшний день, процент НДФЛ составляет 13 процентов. Компания обязана удержать данную сумму налога из дохода сотрудника. Перечислить этот налог компания обязана не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату отпускных.

Что касается тарифов на страховые взносы, то они непосредственно зависят от того, превышает ли общая сумма выплаты сотруднику лимит в 624 тысячи рублей. В том случае, если деятельность сотрудника никак не связана с приобретением или созданием объектов основных средств, то в таком случае общая сумма отпускных выплат будет признана расходом на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

Выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка

Согласно Положению, для расчета среднего заработка используются все выплаты, производимые работнику предприятием. К ним относятся:

  • зарплата (оклад, повременная оплата, проценты от выручки, комиссионные вознаграждения и прочее);
  • зарплата, полученная работником в натуральной форме;
  • материальное содержание за отработанное время госслужащим и муниципальным служащим;
  • гонорары работникам средств массовой информации и работникам культуры;
  • оплата преподавателям профучилищ за сверхурочные часы работы или уменьшенную нагрузку за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
  • надбавки и доплаты (за секретность, за знание иностранных языков, за выслугу лет, за классное руководство в учебном заведении и прочее);
  • компенсация за неблагоприятные условия труда;
  • другие премии и выплаты.

При этом в расчете не учитываются различные социальные компенсации (матпомощь, оплата обедов, компенсация проезда, обучения и т. д.).

Кроме того, при определении среднего дневного заработка в расчете не участвуют суммы, начисленные за периоды:

  • сохранения за сотрудником среднего заработка в соответствии с трудовым законодательством, кроме перерывов для кормления грудных детей;
  • болезни или отпуска по беременности и родам;
  • простоя по вине работодателя или по независящим от обеих сторон причин;
  • невозможности осуществлять трудовые обязанности в связи с забастовкой, хотя сотрудник и не бастовал лично;
  • дополнительных оплачиваемых выходных, выделяемых для ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства;
  • иные случаи освобождения от работы с сохранением полной или частичной оплаты труда или без сохранения таковой.

Расчет отпускных в нестандартных ситуациях

Досрочный отпуск

У многих сотрудников возникает желание взять отпуск до момента, когда прошло законных шесть рабочих месяцев с начала его работы на предприятии. Согласно статье 122, работник имеет право взять отпуск, если против этого не выступит сам работодатель. Общая длительность отпуска не будет зависеть от отработанного работником времени. Федеральная служба по труду и занятости об этом случае говорит следующее:

Кодекс не предусматривает предоставления неполного ежегодного оплачиваемого отпуска. То есть, пропорционально отработанному в отчетном рабочем году. Вследствие этого, отпуск должен быть предоставлен в полном объеме.

Многих работодателей уже не пугает так называемый отпуск авансом. Если вдруг сотрудник решит уволиться с работы до окончания рабочего года, с которого уже был взят отпуск, то работодатель имеет полное право вычти из его заработной платы общую сумму задолженности.

В этом случае отпускные рассчитываются следующим образом. Если у сотрудника за расчетный период и до этого периода, не были начислена заработная плата, то в таком случае средний заработок рассчитывается исходя из размера фактически начисленной зарплаты за фактически отработанные дни в месяце, когда сотрудник уходит в отпуск.

В подобном случае, определение среднего дневного заработка будет точно такое же, как и расчет среднего заработка в не полностью отработанных месяцах. Проще говоря, он будет рассчитываться делением суммы фактически начисленной зарплаты за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), после чего умноженный на кол-во полных месяцев и кол-во дней в неполных месяцах.

Переведенный сотрудник

Очень схожая ситуация выходит и с переведенным сотрудником из одной организации в другую. Если в этом случае, сотрудник уходит в досрочный отпуск, то бухгалтеры начинают очень часто путаться в каком периоде проводить расчеты.

Во время расчета среднего заработка, не нужно учитывать стаж и выплаты с прежнего места работы. Дело в том, что перевод работника по его инициативе автоматически прекращает прежний трудовой договор.

В итоге, прежний работодатель выплачивает сотруднику денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Вследствие, расчет отпускных для переведенного сотрудника будет такой:

  • Рассчитываются фактически отработанные дни
  • Определяется сумма выплат для сотрудника
  • Определяется количество дней за отработанное время
  • Вычисляется средний дневной заработок
  • Определяется конечная сумма отпускных

Как рассчитываются отпускные при увольнении

В соответствии с действующим законодательством при увольнении работник должен получить среди прочих положенных выплат и компенсацию за неиспользованный к моменту расторжения трудового договора отпуск. Никаких установленных сумм компенсации закон не предусматривает, а размер выплаты определяется в зависимости от средней заработной платы работника за прошедший годовой период.

Другим показателем, который необходим, чтобы понять, как рассчитываются отпускные при увольнении, является количество дней отпуска, «заработанных» сотрудником ко дню расторжения трудового .

Таким образом, размер отпускных при увольнении определяется путем умножения средней дневной зарплаты работника за прошедший расчетный год на количество дней отпуска – заработанных, но не использованных сотрудником.

К примеру,как рассчитать отпускные , если средняя дневная зарплата работника равна 682,6 рубля? Допустим, после последнего отпуска и до увольнения работник проработал 6 месяцев, то есть уже «заработал» 14 дней отдыха (половину от стандартного 28-дневного отпуска). Считаем:

  • 682,6 × 14 = 9 556,4.
  • 9 556,4 рубля – компенсация за неиспользованный отпуск, которую должны выплатить сотруднику при расторжении трудового .

Подводя итог, можно сказать, что трудовое законодательство в области определения расчетов количества дней отпуска, причитающихся работнику ко дню увольнения, несовершенно. Один из методов подсчетов установлен нормативным актом 30-х годов прошлого века, который действует в той части, что не противоречит современному законодательству. Другой метод предложен в рекомендательной форме и в значительной степени критикуется. Однако каждый работодатель имеет право выбрать для своей организации один из имеющихся методов расчета. Главное - помнить, что любые неточности в вычислениях (дробные значения и проч.) должны трактоваться с выгодой для работника.

4.3 (85.45%) 33 голос(ов)

Со 2 августа 2016 г. начинают действовать поправки в Закон о госслужащих (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)).

В частности, изменения касаются отпуска государственных гражданских служащих в 2016 году.

Сокращение отпуска госслужащим в 2016 году

Начнем с того, что сейчас государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, прочим госслужащим - 30 календарных дней. Со вступлением в силу поправок отпуск госслужащих высших/главных должностей сократят до 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)), т. е. у всех госслужащих, независимо от должности, ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет одинаковой продолжительности.

Отпуск госслужащих за выслугу лет

Помимо продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска изменится и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого госслужащим за выслугу лет.

В настоящее время за каждый год госслужбы служащему положен 1 календарный день дополнительного отпуска за выслугу лет. С 02.08.2016 г. ситуация изменится следующим образом (ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)):

Как видим, большинство госслужащих ждет сокращение отпуска за выслугу лет.

Общая продолжительность отпуска госслужащих

Отпуск госслужащих за ненормированный рабочий день

Продолжительность отпуска госслужащих, имеющих ненормированный рабочий день, также претерпит изменения:

Что произойдет с неотгулянными отпусками

Неиспользованные отпуска прошлых лет, имеющиеся у госслужащих на 2 августа 2016 г., не сгорают, а отпуска по новым правилам будут предоставляться начиная с нового служебного года каждого конкретного госслужащего (

Статья 18. Отпуск государственного служащего. 1. Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
3. Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Комментарий к статье 18
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи всем государственным служащим независимо от занимаемой ими должности предоставляются ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет.
2. Минимальная продолжительность ежегодного отпуска - 30 календарных дней. (Для работников предприятий, учреждений и организаций в соответствии со ст. 67 КЗоТ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 24 рабочих дня в расчете на шестидневную рабочую неделю.)
Для отдельных категорий государственных служащих может быть установлен отпуск большей продолжительности.
3. Настоящий Закон не устанавливает особого порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, поэтому к государственным служащим должны применяться общие положения КЗоТ.
4. В соответствии со ст. 71 КЗоТ ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год должен предоставляться по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы в данном государственном органе. Раньше этого срока ежегодный отпуск может быть предоставлен женщине перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Лица, переведенные из одного государственного органа в другой (в том числе и в связи с его ликвидацией или сокращением штата), имеют право на отпуск до истечения одиннадцати месяцев службы после перевода. Если на прежнем месте он не проработал одиннадцати месяцев, то отпуск ему предоставляется по истечении этого срока до и после перевода в общей сложности.
По договоренности с руководителем отпуск возможен и до наступления на него права, т.е. авансом (п. 12 Правил об отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г.).
Отпуск за второй и последующие годы государственной службы предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с очередностью (графиком).
5. Отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок. В случае временной нетрудоспособности государственного служащего он должен быть перенесен или продлен (ч. 2 ст. 74 КЗоТ).
6. В исключительных случаях допускается, с согласия служащего, перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом часть отпуска продолжительностью не менее шести рабочих дней должна быть использована не позже чем в течение одного года после наступления права на данный отпуск. Оставшаяся часть может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ч. 3 ст. 74 КЗоТ). Непредоставление очередных отпусков в течение двух лет подряд не допускается.
7. В соответствии со ст. 75 КЗоТ запрещена замена отпуска денежной компенсацией, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск. Это положение КЗоТ в полной мере относится и к государственным служащим.
8. Дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется государственным служащим сверх ежегодного отпуска. Порядок и условия его предоставления согласно п. 1 комментируемой статьи определяется федеральным законом, который пока не принят, и законами субъектов РФ.
В настоящее время при решении данного вопроса следует руководствоваться п. 18 Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2267.
В соответствии с названным пунктом продолжительность этого отпуска составляет:
5 календарных дней - при стаже государственной службы от 5 до 10 лет;
10 календарных дней - при стаже от 10 до 15 лет;
15 календарных дней - при стаже свыше 15 лет.
9. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона ежегодный и дополнительный отпуск суммируются и предоставляются одновременно. По желанию государственного служащего суммированный отпуск может быть использован по частям. Количество частей, на которые он разбивается, а также конкретная продолжительность каждой части определяется по соглашению с руководителем соответствующего государственного органа. Однако при этом необходимо учитывать, что одна часть предоставляемого отпуска во всяком случае не должна быть менее 14 календарных дней. Это требование прямо закреплено в п. 2 комментируемой статьи.
10. В практике нередко возникает необходимость отзыва государственного служащего из отпуска. В связи с этим возникает вопрос, возможен ли такой отзыв без его согласия. Учитывая, что п. 2 ст. 18 Закона допускает предоставление отпуска по частям только по желанию государственного служащего, ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным. То есть для досрочного отзыва из отпуска необходимо согласие государственного служащего.
Досрочный отзыв оформляется приказом, в котором по договоренности с отзываемым указывается, когда ему будет предоставлена неиспользованная часть отпуска.
11. Кроме ежегодного и дополнительного отпуска за выслугу лет государственному служащему в связи с личными обстоятельствами может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
Руководитель соответствующего государственного органа, как это вытекает из п. 3 ст. 18 Закона, вправе, но не обязан предоставлять такой отпуск. В каждом случае данный вопрос решается по соглашению сторон. По соглашению определяется и продолжительность этого отпуска. Однако она не должна превышать одного года. Исключения могут составлять случаи, прямо предусмотренные федеральным законом.
За время отпуска без сохранения заработной платы за государственным служащим сохраняется занимаемая им должность.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Законодатель:

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Изменения в системе отпусков муниципальных служащих с 2017 года

В 2016 году в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения. Законодатель уточнил положения о предоставлении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим и сократил продолжительность этих отпусков для большинства из них. Теперь законодатель, руководствуясь пунктом 5 статьи 5 Закона № 25-ФЗ о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих, закрепил те же требования для муниципальных служащих. Изменения сводятся к следующему.

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
  2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней

3 календарных дня - продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.

  1. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день - три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Компенсация за неиспользованный отпуска мунициальные служащие получают по старым правилам

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск - 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

Полезно знать

Муниципальный служащий, как и прежде, сможет разделить свой ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный) на части. Одна из них должна быть не меньше 14 дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ)

Пример. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.