Недобросовестный поставщик по 44 фз. Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от «черной метки
(далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия . Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.
Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.
Каков порядок ведения реестра
Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России).
При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Кого могут включить в реестр
ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке
Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке
Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.
Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта
Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).
3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов
Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:
- победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
- победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
- победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
- победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
- победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
- в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
- в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:
- заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
- предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).
Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).
Какую информацию вносят в реестр
В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
- наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
- объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
- идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
- дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
- дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
- дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
- дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Какова процедура включения в реестр
Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:
- информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
- информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
- иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
- копию решения суда о расторжении контракта;
- письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от :
- если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.
Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).
Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?
Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.
Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).
Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?
Да, обязан.
Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
В законодательстве отсутствует ключевое определение «реестра недобросовестных поставщиков». В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых в установленном порядке признали недобросовестными. РНП по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба России, руководствуясь Порядком ведения реестра, который утвержден постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062.
Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников закупок о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если же информация об индивидуальном предпринимателе, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.
Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года, по истечении которых информация удаляется.
Направление информации в ФАС для включения является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит .
Основания для внесения в РНП
РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию , которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений являются:
- уклонение процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
- уклонение , с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.
Победитель же будет включен в список, если он:
- не подписал к установленному сроку проект контракта;
- не представил все экземпляры контракта заказчику;
- не представил надлежащее ;
- направил по истечении тринадцати дней после .
Основания для включения уже на стадии исполнения контракта:
- заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
- заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных муниципальным контрактом).
РНП по 223-ФЗ
РНП по 223-ФЗ также ведут органы Федеральной антимонопольной службы.
Перечень сведений, которые включаются в РНП, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.
Причем в рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в РНП по 44-ФЗ.
Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ
В РНП включаются сведения:
- об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
- об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.
При решении вопроса о включении лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).
Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.
Алгоритм проверки
На главной странице сайта ЕИС на выделенной черным цветом панели слева нажимаем кнопку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок». В открывшемся ниже списке выбираем «Реестр недобросовестных поставщиков».
В ЕИС размещены и реестр недобросовестных поставщиков 44 ФЗ, и реестр недобросовестных поставщиков 223 ФЗ. По умолчанию выбраны оба варианта. Но можно искать только по одному из них, убрав соответствующую галочку.
Самый быстрый способ узнать, включены ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков — проверить по ИНН, ФАС размещает ИНН в качестве обязательной информации.
Добавляем в строку поиска ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя и запускаем поиск.
Быстрый поиск можно вести и по наименованию контрагента.
Если есть дополнительные данные, можно воспользоваться опцией «Расширенный поиск».
Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку Найти.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?
Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ - вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.
Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?
Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.
И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.
Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником
Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.
Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта
От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.
Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт
Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.
Условия подачи и проверки документов
Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.
Документы и информация для включения в РНП
Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):
- наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
- ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
- даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
- дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
- дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
- идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
- основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.
В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.
ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.
Если решение о включении в Реестр принято - обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.
Требования по ведению РНП:
- Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
- Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно - на основании решения суда.
- Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
- Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).
Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.
В современный век рыночных отношений довольно большое число участвующих в закупках попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Туда заносят тех, кто совершил нарушения в части заключения контракта, сделки с заказчиком в силу каких-либо обстоятельств. Поставщик наказывается сроком до двух лет. По истечении оного его в тот же день, что и день включения, должны удалить из реестра.
Списки формируются Федеральным антимонопольным комитетом, но основанием для включения в такой реестр служит решение суда, хотя некоторым поставщикам удается оспорить этот факт. Для того, чтобы признать решение судьи необоснованным надо тщательным образом подготовить и продумать все действия.
Проверить организацию
Проверить организацию на присутствие в реестре недобросовестных поставщиков по ИНН или ее названию, можно по ссылке:
Недобросовестный поставщик по 44-ФЗ
В части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе № сказано следующее. В реестр недобросовестных поставщиков попадают данные участников закупок, которые просрочили или отказались от заключения договора, нарушили требования, прописанные в нем. Или же те поставщики, договор с которыми расторгнут по решению суда.
Сравнительный анализ 94 и 44 ФЗ
В первую очередь проведем сравнительный анализ старого (94-го) и нового (44-го) законов, когда участника торгов признавали уклонившимся от заключения договора.
В результате сравнения видим идентичные положения, о том что закон в старой и новой редакции признавал поставщика уклонившимся от обязанностей по заключению контракта, если в назначенный период заказчик не получал заверенный договор или бумаги, подтверждающие обеспечение договора. Расхождения в законах тоже имеются, но они не настолько значимы и затрагивают в основном пункты электронных торгов (аукциона).
Плюсы и минусы ФЗ
В старом законе предусмотрено, что на уклонившегося от исполнения обязательств участника, заказчик вправе подать заявление о его недобросовестности в период до трех дней. Далее место победителя достается второму по очереди участнику, и обязательства переходят уже к нему.
Новый закон позволяет отказаться от заключения договорных отношений второму участнику в списке поставщиков, если он по каким-либо причинам решит не принимать на себя такие обязательства. Но, в нем прописано условие, если предметом закупок является запрос котировок, то следующий по очереди за отказавшимся участник, также как и раньше обязан заключить договор с заказчиком.
Еще одним главным плюсом в новом законе стало предоставление отсрочки на срок не более 30-ти дней. Таким образом, если у поставщика или заказчика возникают причины, затрудняющие заключение договора, то необходимо поставить сторону в известность в течение одного дня. Для этого нужно предоставить всего лишь письменное уведомление.
Решение о внесении в реестр
Судебные инстанции, рассматривающие дела по включению участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуются причинами, побудившими виновную сторону отказаться от выполнения названных обязательств. Суд тщательно анализирует все доводы поставщика и если судом будут приняты доказательства, то только тогда решение Федеральной антимонопольной службы о недобросовестности будет отменено.