Логопедические подгрупповые занятия с детьми подготовительной группы. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук

Данное занятие поможет автоматизировать звук "С"в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях, обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных. Развивает у детей фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторку, мимические мышцы лица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной к школе группе

«Путешествие в сказочный лес».

Составитель: Рудник Анна Иосифовна

Учитель-логопед МДОУ № 126

Цели:

Образовательные: Уточнить артикуляцию звука С, работать над автоматизацией этого звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных на материале лексической темы «Дикие животные».

Коррекционные: Работать над речевым дыхание, ритмической стороной речи. Закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох выдох. Развивать внимание, память, мышление. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимические мышцы лица.

Воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование: Мольберт, макет леса, вырезанные из бумаги бабочки, театр на магнитах (лиса, сова, заяц, медведь, бабка Звукоежка), теннисные мячики для массажа,колокольчик, девочка Алиса, набор фигурок, изображающих диких животных, пособие «Волшебное зеркало» - три соединенных между собой зеркала.

Ход занятия.

Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Дети и логопед встают в круг

Логопед: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут - Анна Иосифовна, а тебя как зовут? Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Машенька - М, Никита - Нь).

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы лучше говорить надо с пальцами дружить.

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его.

Собирайтесь скорее

В необычный поход,

Ждут вас тайны лесные,

В лес тропинка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес, познакомится с героями сказок и поиграть в интересные игры. (-Да!)

Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямоком.

Вот мы с вами и в лесу! (на мультимедийной доске появляется лес)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли? (осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...)

Дыхательное упражнение.

Массаж пальчев рук.

Логопед находит корзиночку с мячиками - солнышками.

Упражнение «Солнышко».

- Солнышко осенью греет мало, уже не так тепло как летом. Давайте его попросим подарить нам еще теплые денечки.

Нарисую солнышко.

На своей ладошке.

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Ходит солнце золотое

В чистых - чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на всех детей вокруг.

Дети возвращают мячики - солнышки в корзинку.

В лесу живет много животных, давайте вспомних их. Подумайте, в названии какого животного 1й звук Ль, З, В, Мь, Е, Б.

Молодцы, ребята! Как мы назовем их всех вместе? (Дикие животные).

Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Кто это там отбивает необычный ритм по дереву? Какая птица? (правильно, дятел)

Дятел подарил нам колокольчик. Как красиво он звенит, он приглашает нас в сказку.

Дети садятся.

Дети садятся на стульчики-пенечки перед мольбертом.

Артикуляционная гимнастика «Сказка»

Все ребятки по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже...

Сказка про лису - рыжую красу.

Логопед. Жила-была на лесной опушке Лиса - рыжая краса (звучит музыка, появляется Лиса). И всё-то у нее было хорошо, да только не умела Лиса произносить звук С. Сидит она на опушке и плачет. Вдруг видит - бабочки прилетели.

Бабочки. Отчего ты плачешь, Лиса - рыжая краса?

Лиса. Как же мне не плакать, если...

Логопед. И рассказала лиса бабочкам о том, что не умеет звук С произносить.

Лиса. Не подШкажите ли, бабочки, кто может научить меня?

Бабочки. Ты сначала подуй на нас, а то налетела тучка и намочила дождиком наши крылышки - трудно летать.

Лиса. Как же я подую? Я не умею...Кто мне поможет?

Дети дуют 3 раза.

Бабочки. Спасибо вам, дети! Теперь наши крылышки сухие, и мы опять можем летать. А научиться звук С произносить тебе поможет Сова (Исчезают).

Логопед. Сидит Лиса - рыжая краса, плачет, а мимо Сова летит. (звучит музыка)

Сова. Здравствуй, Лиса - рыжая краса!

Лиса. Здравствуй.

Сова О чем плачешь?

Логопед. Рассказала Лиса Сове о том, что не умеет звук С произносить.

Сова. Кажется, я смогу твоему горю помочь. Нам помогут мои друзья дети. (Дети рассказывают)

Язык широкий как можно ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посередине языка бежит струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти,

Звук С-С-С произнеси!

Лиса. С-С-С! Ах, какой красивый звук!

Сова. Теперь ты можешь играть в игры со звуком С. Ребята, научат тебя.

Логопед. Давайте научим лису играть в игры «Мы подуем высоко…».

Какой это звук?(согласный). Бывает мягким, твердым.

Игра «Волшебники»

са-са-са - ся-ся-ся, со...,су...,сы..., сэ...

Дети выполняют упражнения.

Лиса. Ой, как интересно. Спасибо детям и тебе сова, что помогли мне.

Логопед. Пожалуйста – ответила сова. И только лиса её и видела. Сидит она по прежнему на лесной опушку и улыбается, а мимо Зайка идет. (музыка)

Заяц. Здравствуй, лиса – рыжая краса! Что это ты разулыбалась.

Лиса. Как же мне не улыбаться?. Раньше я не умела Звук С произносить, а сова меня научила

Заяц. Рад за тебя! Может и ты мне поможешь? Давай определим в названии какой картинки звук С - твердый, а в каких Сь - мягкий.

Лиса. Конечно, я помогу тебе и ребята нам помогут

Заяц. Спасибо. Молодцы вы правильно распределили слова. Но мне пора уходить.

Сидит она и вдруг слышит кто-то летит.

Бабка-Звукоежка. - Кто это звук С научился произносить? Будет чем подкрепиться. Сейчас я его во всех словах съем. Я звук С в словах съедаю и значение слов меняю.

Был САД - стал..АД, Был СМЕХ - стал..МЕХ.

Логопед. - Предлагаю самым бесстрашным и смелым вступиться в схватку с Бабкой Звукоежкой. ...МИРНЫЙ, ...УТКИ, ...УШКИ, ...КЛАД, ...КОТ,...НАРЯД, ...ПЕШКА, ...ПУТНИК,...ТРОЙКА, ...ПОРТ.

Логопед. - Ура! Мы победили Звукоежку.

Лиса. Как я рада. Я даже стихи сочинила. Повторяйте за мной.

Са-са-са – под кустом сидит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы!

Со-со-со – хвост лисы как колесо.

Логопед. - Сидит Лиса, а мимо Медведь идет, кусты к земле гнет. (Звучит музыка, появляется медведь)

Медведь. Здравствуй, Лиса – рыжая краса!

Лиса. Здравствуй, Мишенька. А что ты такой грустный?

Медведь. Да вот письмо получил. А в нем все не правильно. Как исправить не знаю.

Логопед. - Сейчас мы тебе поможем. Я вам читаю предложение, если в нем все правильно, вы хлопаете, если есть ошибка, поднимаете руку вверх.

У медведя лисий хвост.

У белки беличий хвост.

У лисы волчий нюх.

Лиса живет в беличьем дупле.

У зайца заячьи уши.

У оленя оленьи рога.

Еж любит мед.

Медведь. Спасибо вам ребята за науку.

Ушел медведь – только его лиса и видела.

Логопед. До свидания Лиса – рыжая краса. Мы рады, что смогли помочь тебе. Отправимся дальше по сказочному лесу.

Физкультминутка «Как живешь?»

Звенит волшебный колокольчик и приглашает нас в гости к девочке Алисе. Алиса побывала в сказочной Стране Чудес в Зазеркалье. Она принесла с собой волшебное зеркало и хочет показать нам различные чудеса, а вы будете правильно называть всё, что покажет Алиса.

Логопед. Историю чудесней

Вы слышали едва ли:

Сегодня вспомним сказку мы

«Алиса в Зазеркалье»

Зеркал широкий разворот

Нас в Зазеркалье позовет…

Ребята, смотрите: у нас

Фигурки животных есть.

Мы аккуратно сейчас

Будем их ставить здесь.

(показ места перед зеркалом)

Возьмем животное одно

Поставим перед зеркалами…

И что же видим? Вот чудно!

Животных много перед нами!

Кто это? (заяц) А теперь я поставлю его к чудесному зеркалу Алисы. Кто теперь у нас? (зайцы). Кого мы видим у Алисы в Зазеркалье? (медведей, волков. белок, лис, ежей и т.д.).

Логопед. – Спасибо тебе Алиса за волшебную, необыкновенную игру.

Итог. - Мы побывали с вами в волшебной стране, познакомились с разными героями и нам надо возвращаться в группу.

Тропинка, тропинка, ты нас проводи

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг,

Вот только зачем же ты крутишься так!

Тропинка послушалась стала прямой

И нас незаметно вернула домой.

Ребята, вам понравилось в лесу, в гостях у сказки? Вы все молодцы. Давайте попрощаемся с гостями.

До свидания!


Конспект логопедического занятия по теме:

Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях.

Цели:

Автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях;

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение определять место звука в слове;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные;

Активизировать словарь по теме «Животные».

Оборудование: ноутбук, сухой бассейн «Крышечки», картинки с изображением животных, «теремок», лото «Животные со звуком [Л]», поезд с тремя вагончиками.

Ход занятия:

    Организационный момент . – Здравствуйте, ребята! Медвежата мед искали, дружно дерево качали (иммитация). Представьте, как медведь залез на дерево, как опускает лапу в улей, достает мед, ест, выражая удовольствие.

А теперь, такие довольные, мы проходим на свои рабочие места.

2. Актуализация темы . - Послушайте весёлую скороговорку, определите, какой звук повторяется чаще других? Жил-был белый, белый слон. Бел, как облако был он. Был белее слон белил, Булки белые любил. - Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать? - Да, мы будем работать над звуком [Л], будем произносить его в словах, словосочетаниях. - А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Артикуляционные упражнения).

3. Артикуляционная гимнастика . - Выполним упражнения для язычка: Откроем свои тетради, найдем гимнастику для язычка. («Лопатка», «Иголочка», «Конфета», «Чашечка», «Кошка», «Лошадка», «Часики», «Качели», «Накажем непослушный язычок», «Индюк»).

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам .

Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]? (Губы в улыбочке, язычок прижат к верхним зубками).

Дай характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий).

5. Буква [Л].

Чем отличаются звук [Л] и буква [Л]? (Звук мы слышим, произносим, а букву – видим, пишем, читаем)

Какой буквой на письме обозначается звук [Л]? (Буквой [Л).

Постройте букву [Л]. Маша выкладывает синюю букву, Артем - голубую.

Произнесите звук [Л]! Правильно!

6. Определение наличия звука [Л] в названиях животных .

Перед тобой теремок, поселиться в нём могут животные, в названии которых есть звук [Л]. Отбери картинки, в названии которых есть звук [Л].

7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

А вы любите животных? - Давайте назовём их ласково: Лошадь – … (лошадка) Белка - … (белочка) Слон - …(слоник) Волк - …(волчок)

8. «Назовите детёнышей животных ».

А как называются детёныши животных? У слона -…(слонёнок). У волка - …(волчонок). У лося - … (лосёнок). А у лошади - …(жеребёнок).

9. Сейчас мы поиграем с вами в лото «Животные со звуком [Л]».

10. Физкультминутка «Водопой»

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,
За мамой лисицей крался лисёнок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок.
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой – косые зайчата.
Волчица вела за собою волчат,
все мамы и дети напиться хотят.

11. Составление описания животного по мнемосхеме .

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете животных. Пользуясь мнемосхемой нужно сочинить загадку о животном. Первая схема – для Артема, вторая – для Маши.

12. Образование притяжательных прилагательных .

В природе у всех животных есть свои домики.

Как называется дом медведя? (Берлога). Берлога медведя. Чья берлога? (Медвежья берлога).

Дом волка? (Логово). Логово волка. Чьё логово? (Волчье логово).

Дом белки? (Дупло). Дупло белки. Дупло чьё? (Беличье дупло).

13. Определение места звука [Л] в названиях животных .

Очень часто животным грозит опасность (охотники, хищники). Давайте перевезём их в безопасное место.

Посмотрите, перед вами поезд. В нем три вагона. В каждом вагоне светится по одному окошку - это место звука в слове. Разместите картинки в три вагона: в 1-й вагон – картинки, в названии которых звук [Л] находится в начале слова, во 2-й вагон – со звуком [Л] в середине слова, в 3-й вагон – со звуком [Л] в конце слова.

Теперь мы можем быть спокойными за животных, они в безопасности.

14. Итог занятия . - О ком мы говорили сегодня на занятии? (О животных). - А ещё мы учились правильно произносить звук [Л]. - На занятии вы были старательны, следили за своей речью, молодцы! Наше занятие окончено, можете идти в группу.

г.Екатеринбург, Верх-Исетский район,

МБДОУ – детский сад

Компенсирующего вида № 356

Учитель-логопед 1 категории

Зяблова Елена Олеговна

Конспект подгруппового логопедического занятия,

проведенного в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР Ш уровня

Тема: З в у к Д.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и автоматизировать движения артикуляционного аппарата для звука Д. Автоматизировать звук Д в слогах, словах, предложениях. Познакомить с буквой Д. Закрепить знания об органах артикуляции.

Коррекционные: Развивать общую, мелку моторику. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Воспитывать нижнедиафрагмальное дыхание и сильный толчкообразный ротовой выдох. Развивать высоту и силу голоса. Обогащать словарь, работать над грамматически правильной речью. Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Учить внимательно слушать педагога и своих товарищей. Воспитывать самоконтроль за своей речью, уметь оценивать речь своих друзей. Следить за правильной осанкой.

Оборудование: Акустико-артикуляционный образ звука Д, картинки-слова на звук Д, пособия для развития мелкой моторики пальцев рук - шнуровочки «Солнышко», «Тучка», дудочки, варежки со снежинками, сигнальные карточки, фишки-звуки, «Опосредованная логопедическая гимнастика», сюжетная картина «Дети и собака Дон», игрушечная собака Дон, магнитофон, зеркало, экран.

Ход занятия:

  1. – Дети, сегодня на занятии вы будете учиться правильно и красиво говорить, будете внимательно слушать меня. Мы будем играть, отгадывать загадки. А в гостях у нас сегодня собака, которую зовут Дон.
  2. - Внимательно послушайте рассказ. Надо определить, какой звук чаще всего встречается в этом рассказе.

Даша и Данил гуляли во дворе. У дома на дороге сидела собака Дон. Вдруг пошел дождь и застучал по крыше дома: д – д – д – д – д. Даша и Данил позвали Дона Домой: «Дон, домой!».

Какой звук я выделяла, четко произносила? (Звук Д)

Чтобы правильно произносить этот звук, давайте сделаем

Логопедическую гимнастику.

  1. Под музыку, стоя перед зеркалом выполняем упражнения со словами:

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем, и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей-быстрей топай, хлопай веселей.

Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем,

Удивились, улыбнулись, похудели, растолстели,

На места тихонько сели.

Выполним зарядку для пальчиков: массаж пальчиков и работа с пособиями-шнуровками «Дождик» и «Солнышко».

  • Дети, сделайте так, чтобы из тучки пошел дождь, а у солнышка засияли лучики.
  • Под спокойную музыку выполняем массаж лица.
  1. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания: упражнение «Шарик».

Развитие сильной направленной воздушной струи: подуть в дудочки, сдуть снежинки с варежки.

  1. Зарядка для губ и голоса:

Произносим шепотом, четко артикулируя губами: А – О – У – И.

  • Высоким голоском, как зайка.
  1. Выполняем зарядку для языка перед зеркалом, сравниваем положение языка с картинками «Опосредованной гимнастики».
  1. – Дети, послушайте, как я произношу звук Д: Д – Д – Д – Д.
  • На что похоже звучание этого звука? (Стучит молоток, дятел по дереву стучит).

Произнесем вместе звук Д: Д – Д – Д – Д (медленно),

Д – д – д – д – д (быстро).

  1. Характеристика звука Д по акустико-артикуляционному образу звука (с объяснением, почему звук Д согласный, звонкий).

Посмотрите, а вот эта буква обозначает звук Д. На что похожа буква Д? (На домик).

  1. Играем в игру «Колокольчик». Сигнальные карточки.

Просигналить тогда, когда услышите звук Д. (педагог называет ряд звуков, закрывши рот экраном).

  1. Физминутка.
  • Покажем собаке Дону маленький концерт. Будем как будто играть на разных музыкальных инструментах и петь песенку со звуком Д. (Звучит магнитофонная запись. Дети слушают слова, затем под музыку поют песенку, с имитацией движений).

Мы детишек забавляем: Да – да – да! Да – да – да!

  • Мы на скрипочке играем: Ды – ды – ды! Ды – ды – ды!
  • Мы на дудочке играем: Ду – ду – ду! Ду – ду - ду!
  • В барабан мы громко бьем: До! До! До!
  1. Дети сели на места.

Сейчас я вам буду загадывать загадки. А отгадки начинаются на звук Д. В помощь детям даны картинки – отгадки.

1) Из трубы вьется, а в руки не дается. (Дым)

Это короткое или длинное слово? Из скольки частей оно состоит?

2) До чего же хорошо, покрутили ручки,

Дождик ласковый пошел из железной тучки. (Душ)

Сколько частей в этом слове?

3) Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит,

У дома начинается,

У дома и кончается. (Дорога)

- «Прохлопайте» это слово.

4) Поглядите, поглядите, потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить. (Дождь)

Назвать остальные картинки. С какого звука начинаются все эти слова? (Дыня, дорога, дом, душ, дождь, дудочка, дым)

  1. – Дети, послушайте внимательно рассказ еще раз. Рассмотрите картину.

Даша и Данил гуляли во дворе. У дома на дороге сидела собака Дон. Вдруг пошел дождь и застучал по крыше дома: Д – д – д – д. Даша и Данил позвали Дона домой: «Дон, домой!».

  • Какой звук я выделяла?
  • Как зовут детей?
  • Что делали дети?
  • Как зовут собаку?
  • Почему дети позвали Дона домой?

(Дети дают полные, развернутые ответы)

  1. Выполняем звуковой анализ слова «ДОН». На доске – фишки-звуки. Дети объясняют, какой первый, второй, третий звук в слове, сколько всего звуков, сколько гласных (пропеваем его), сколько слогов.
  2. Итог занятия.

Юлия Бурдина
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Л]»

Тема: «Звук [Л]».

Цель: Автоматизация в речи звука [Л].

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях;

Развивающие:

2. Закреплять правильную артикуляцию звука [л] изолированно, на уровне слова, чистоговорки и предложения в отраженной и самостоятельной речи.

3. Развивать фонематическое восприятие и слухового внимания через самостоятельное выделение звука [л] на слух из ряда слов.

4. Согласовывать числительные с существительными, развивать словарь.

5. Формировать умение составлять предложения с помощью мнемотаблиц.

6. Совершенствовать мелкую моторику, используя разрезные картинки.

Воспитательные:

7. Воспитывать усидчивость, внимание, память, целеустремленность,

8. Умение действовать в команде.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие» (здоровье, «Познание» (развитие элементов логического развития, математика, «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникация).

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушка белочка, кубик с цифрами, разрезная картинка, мнемотаблицы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас в гостях белочка. Зовут ее Лола. Лола любит звук [Л]. Она принесла с собой разные интересные задания и хочет с вами поиграть.

2. Артикуляционная гимнастика.

Пока Лола отдохнет, а мы сделаем артикуляционную гимнастику на звук [Л].

Выполнение упражнений: “Заборчик – хоботок ”, “Лопаточка”,

“Чистим зубки”, “Чашечка“.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чистим зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

А теперь давайте расскажем белочке Лоле о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].

Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)

Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)

На доску помещается символ – картинка.

Губки в улыбке или трубочкой? (в улыбке)

Язычок внизу или вверху? (вверху).

Куда он упирается? (в бугорки за верхними зубами).

Скажите, ребята, звук [Л] какой, гласный или согласный? (согласный)

Согласный твердый или мягкий? (твердый)

Звонкий или глухой? (звонкий)

4. Игра «Прятки».

Поиграем с белочкой Лолой. Белочка спрячет звук [Л] среди других звуков, а когда вы услышите звук [Л], поднимите синий кружок. Готовы?

В – Л - М – Н – Л - Р – Ш – Л; ВА – ЛА – МА- НА – ЛЫ – РЫ – ШО – ЛО.

5. Игра «Займи свой дом».

А теперь посмотрите, на столе лежат картинки. Возьмите себе по одной, которая вам понравиться. Это картинки-слова. Ты будешь, каким словом? Мы с вами на полянке. Игра называется «Займи свой дом». Здесь два дома. В этом домике живут слова со звуком [Л], а в этом домике этого звука нет. Сначала слова решили отдохнуть, пока играет бубен, все танцуют, как только музыка закончится, слова занимают свои дома. А теперь белочка проверит вас. Почему ты занял это место? (В этом слове есть звук [Л])

Картинки: Ландыш, велосипед, елка, лось, лодка, ласточка, яблоко, рак, ромашка, машина, самокат.

6. Игра «Посчитай-ка».

У детей по одной картинке. Логопед бросает кубик с цифрами. Сколько выпало кружков на кубике сверху? У кого такое же количество изображений (предметов? Посчитай, сколько у тебя изображений (предметов, давай проверим.

Картинки: две лодки, три белки, три пилы, четыре желудя, четыре ложки, пять ласточек, ложка, стол, дятел, яблоко, ландыш.

7. Игра «Рифма».

Послушай и закончи фразу подходящей картинкой.

За каждый правильный ответ, вы получаете пазл (фишку).

Картинки: Юла, стул, шоколад, стол, дятел, желудь,

Ла - ла - ла - вертится (юла);

Ул –ул – ул – деревянный (стул);

Лад – лад – лад – Лада ела ….(шоколад);

Ол – ол – ол – Владик сел за (стол);

Ел-ел-ел - стучит ….(дятел);

Лудь – лудь – лудь – висит на дубе (желудь)

Ла - ла - ла - летит (пчела);

Лат - лат - лат - мама сделала (салат);

Лой – лой – лой – я мету ….(метлой);

Ла – ла – ла – острая….(пила).

8. Собери разрезную картинку.

Обратите внимание на пазлы. Белочка хочет загадать вам загадку. У белочки есть друг, но она не хочет его называть. Кто он? Когда вы соберете пазлы, узнаете с кем она дружит. (Лошадь).

9. Веселые рассказы.

С помощью мнемотаблиц описать овощи, фрукты или посуду со звуком [Л]. Например, при составлении рассказа – описания по теме: «Фрукты».

Яблоко-это фрукт.

Оно зеленое и круглое.

Яблоко бывает сладким или кислым.

Яблоко растет на яблоне.

Яблоко едят сырым, из него варят варенье, готовят вкусный сок,

пекут сладкий пирог.

10. Итог занятия.

Нам пора прощаться с белочкой Лолой. Скажите белочке до свидания. Ребята, что вам сегодня понравилось? А мне понравилось, что вы красиво и правильно произносили звук [Л], хорошо справились со всеми заданиями.

Публикации по теме:

Конспект логопедического подгруппового занятия подготовительной группы «Наша Родина - Россия» Организационный момент 1. Логопед. Здравствуйте дети. Посмотрите, как светит в окно солнышко. Пальчиковая игра «Здравствуй» Здравствуй,.

Конспект подгруппового логопедического занятия по грамоте «Путешествие в осенний лес» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширить и активизировать словарь по теме «Деревья». 2. Учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Здравствуй, школа» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация.

Занятия в подготовительной группе

Тип занятия: традиционное

Вид: познавательно-речевое

Тема: «Путешествие по зоопарку»

Цель: Автоматизация звука л и л` в слогах, словах и предложениях

Задачи:

Образовательные:

Формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- уточнение и расширение словарного запаса по теме “Зоопарк”.

Коррекционно-развивающие:

Устранение дефектного произношения звука “л” и “ль”;
- развитие дыхания, фонема тического слуха и восприятия, грамматического строя речи;
- улучшение общей моторики и координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание любви к живой природе, заботливости к окружающим.

Предварительная работа: проговаривание в слогах, словах, чистоговорках звуков «л», «л’. Закрепление произнесения этих звуков дома с родителями. Работа в логопедических тетрадях. Игры на определение звуков: «Найди звук в слове», «Четвертый лишний» и др.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, предметные картинки, зеркала, метелочки, чудесный мешочек, семена, поднос, бархатная бумага, салфетки, апельсин, яблоко.

Ход занятия

1. Огр. момент:

Ребята, с егодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

Молодцы, садитесь на свои места.
- Сегодня у нас необычное занятие, а чтобы узнать, почему оно необычное, вам нужно ответить на вопрос из произведения Самуила Яковлевича Маршака – «Где обедал воробей?»


Мы с вами побываем в зоопарке. Внимание на экран. ( слайд №1 )

2. Определение цели занятия:

Ребята, кого вы видите на экране? ( слайд №2 ) (зоопарк: лев, лось, слон, верблюд). А кто это? (звери)
- Давайте посмотрим, кто ещё живет в зоопарке? (
слайд №3 ) (птицы: пеликан, лебедь, дятел, голубь). А кто это? (птицы)
- А что же объединяет их, какой звук присутствует во всех названиях этих зверей и птиц? (Правильно звук “л” и “ль”) (
слайд №4 )

Проговаривание цели занятия : сегодня на нашем занятии мы будем продолжать закреплять произношение звуков “л” и “ль” в слогах, словах и предложениях.

Вспомним, с чего мы начинаем работу. (Правильно, с артикуляционной гимнастики).

3. Артикуляционная гимнастика:

Толстые внуки приехали в гости,

С ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись.

Чистили они свои верхние зубы

Вправо и влево, внутри и с наружи.

С нижними зубками мы тоже дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Вкусный был завтрак мы губки оближем.

4. Проводится самомассаж лица:

Ручки растираем (дети потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками,
Трогаем мы щечки.

5. Дается правильная постановка звука:

Узкий кончик языка,
Вверх в зубы упирается.
Зубы сближены слегка,

Губы улыбаются.

6. Повтори слоги и слова

Ал-ал-ал ул-ул-ул

Ол-ол-ол ыл-ыл-ыл Ил-ил-ил

Ал-ал-ал – вал ол-ол-ол – стол

Ал-ал-ал – дал ол-ол-ол – кол

Ал-ал-ал – бал ол-ол-ол – пол

Ал-ал-ал – зал ол-ол-ол – дол

7. Чтение чистоговорок:

Ла-ла-ла-в лесу белка жила
Ло-ло-ло-белкин дом дупло
Лу-лу-лу-белка скачет по стволу
Лы-лы-лы - у белки уши малы.

(слайд №5) - Посмотрите, как пишется буква “Л”, проведите в воздухе пальчиком, а теперь посмотрите на столе в коробочке у вас лежат разнообразные предметы, выберите, какие вам больше всего понравятся и составьте букву “Л”.

8. Дыхательное упражнение «Ветерок»

Логопед предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть детям.

Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь вы подуйте!

9. Автоматизация звука в словах, предложениях.

Давайте, ребята вернемся в наш зоопарк. Сегодня на занятии мы закрепляем звуки «л» и «л’». Посмотрите на животных. Как вы думаете, какое животное здесь лишнее? ( слайд №6 ) (Да, правильно, появилось лишнее животное. А почему оно лишнее? Потому что в слове жираф нет звука “л”)

А сейчас что-то изменилось? ( слайд №7 ) (появилась пчела). Она лишняя, потому что она не животное, а насекомое.

9. Физминутка: ( слайд 8 )

Мы ногами - топ-топ /движения выполнять по содержанию текста/
Мы руками - хлоп-хлоп
Мы глазами - миг-миг /руки на поясе; моргаем глазами/
Мы плечами - чик-чик /руки на поясе; плечи вверх-вниз/
Раз - сюда, два - туда /руки на поясе; повороты вправо-влево/
Повернись вокруг себя. /движения выполнять по содержанию текста/
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали. Сели, встали.
Ванькой - встанькой словно стали
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали,
Будто мой весёлый мяч.

10. Закрепление

( слайды №9 , 10, 11, 12)

Скажите, слон - …(какой?) большой, добрый, лев - лохматый, лось - рогатый, верблюд – двугорбый и т. д.

Хорошо погуляли по зоопарку? (Да.) Пора сделать перерыв.

Ребята, я узнала, что в зоопарке животным дают фрукты. Я предлагаю вам определить с закрытыми глазами, какие фрукты дают животным в зоопарке. Дать характеристику этим предметам. Закройте, пожалуйста, глаза.

Игра «Определи звук в слове»

На столе лежат в разнобой картинки.

Тот, у кого апельсин, собирает к себе картинки со звуком “ль”

А тот, у кого яблоко – со звуком “л”

11. Итог занятия: ( слайд 13 ).

А сейчас нам пора попрощаться с нашими животными.
- Что бы вы им пожелали?
- Молодцы, ребята. Мы сегодня хорошо провели время, погуляли по зоопарку.

Понравилась ли вам наша прогулка, а что именно, расскажите. А чем мы ещё занимались, какие звуки вы сегодня старались произносить правильно (закрепляли звуки “л” и “ль” в словах и предложениях). Это звуки гласные или согласные? Звук «л» твердый или мягкий? Куда поднимается и упирается язычок при их произнесении? (Молодцы! Вы замечательно сегодня работали на занятии. Мне очень понравилось. И у меня хорошее настроение. Вот такое. А у вас какое? Возьмите зеркала и посмотрите какое у вас настроение, мне покажите …