Кассационная жалоба по административному правонарушению. Кассация в административном производстве

Вопрос 14. Понятие социальной системы.

Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых , из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем , ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны,класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер : в нем можно выделить различные уровни, - в виде подсистем, подподсистем и т. д., - которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.

Во-вторых поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество , не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное,обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента , «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.

В-третьих ,из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем , он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен; вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.

В-четвертых ,из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых . Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные),так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается.Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои,а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой.

Специфика социальных систем. Общество как система. Уровни системного анализа общества.

Специфика социальных систем.

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

Возможны два подхода к определению социальной системы.

При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений.

Но возможен и другой подход, при котором за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. В таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых, из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер.

Во-вторых, из этого определения следует, что поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.

В-третьих, из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей.

В-четвертых, из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.

Общество как система.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества: целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством); устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение); открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей); пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

Уровни системного анализа общества.

Системный анализ общества дифференцируется на ряд относительно автономных уровней, дополняющих, но не заменяющих друг друга.

Наиболее абстрактный уровень его рассмотрения - философский анализ всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, выражающих ее родовую, исторически константную сущность (наличие которой позволяет нам называть и племя дикарей, и современные технократические страны одним и тем же словом - «общество»). Необходимо иметь в виду, что речь здесь идет о важнейшем уровне познания социального. Было бы серьезной ошибкой, если бы наука, признав реальное существование конкретных человеческих обществ, сделала вывод о том, что «общество вообще», лишенное осязаемого телесного бытия, представляет собой фикцию, бессодержательную игру человеческого ума.

Анализ общества как целостной системы не ограничивается предельно абстрактным уровнем рассмотрения универсальных свойств «общества вообще». Наряду и в связи с ним предметом системного рассмотрения общества являются куда более конкретные объекты. Прежде всего речь идет о тех конкретных социальных организмах - странах и народах, которые представляют собой реальное воплощение общества в человеческой истории, соединяют родовые признаки социальности с механизмами ее постоянного воспроизводства во времени и пространстве.

Для науки равно необходимым является как системный взгляд на «общество вообще», дающий правильную методологическую ориентацию ученым, так и системный анализ конкретных социальных организмов, позволяющий понять специфику их функционирования и развития.

Важно понимать, однако, что эти два уровня анализа не исчерпывают собой задач полнообъемного изучения общества в реальной исторической динамике его существования. В действительности между уровнем предельных социально-философских абстракций и анализом конкретных социальных организмов с необходимостью выстраиваются теории среднего ранга обобщения, которые призваны изучать не «общество вообще» и не конкретные страны и народы, а особые типы общественной организации, обнаружимые в реальной человеческой истории. Речь идет о логических моделях, в которых фиксируются не всеобщие и не единичные, а особенные свойства общественного устройства, присущие группам родственных в социокультурном отношении обществ.

Тема 4. Организация как социум

Социальная организация и социальная общность. Человек как элемент социальной системы. Активность и сопротивляемость социальной организации. Общие черты социальной организации. Основные виды социальных организаций: формальная и неформальная организации. Механизмы регулирования (регуляторы) в социальных системах: целевое управленческое действие, саморегуляция (самоуправление), организационный порядок.

Социальная организация и социальная общность. В качестве объекта теории организации особый интерес представляют социальные системы. Это упорядоченные в определенном отношении множества взаимодействующих индивидов и групп индивидов, образующих целостность. Современный мир рассматривается с этой точки зрения как мир самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных какой-либо целью. Важнейшим компонентом социальных систем является человек. Человек – прежде всего (существо ) общественное, сознательное, связанное с другими людьми тысячью самых разнообразных отношений и форм взаимодействия. Основным его свойством является активное, целенаправленное поведение.

Объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках людей побуждают физические и биологические ограничения, присущие каждому отдельному человеку. В организации люди объединяют свои способности, дополняя друг друга, и тем самым добиваются как целей организации, так и индивидуальных целей.

Организация является совокупностью двух или более индивидов, деятельность которых построена на достижении сознательно координируемых целей. Организация предполагает формирование социальных связей, т.е. взаимодействие индивидов внутри организации. Характер взаимодействия не возникает сам по себе – он навязывается самой организацией. Как уже было отмечено, возникшая организация начинает жить самостоятельной жизнью, подчас не зависящей от создавших ее людей. В данном контексте организация выступает как социальная общность.



Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

Человек как элемент социальной системы. Активность и сопротивляемость социальной организации.

Важнейшим компонентом социальных систем является человек. Человек - прежде всего общественное, сознательное, связанное с другими людьми тысячей отношений и форм взаимодействия существо. Основной его свойством является активная, целенаправленная поведение. Н. Винер считал, что активное поведение можно подразделить на два класса: нецеленаправленное (случайное) и целенаправленное. Термин «целенаправленное» означает, что действие или поведение организма допускает толкование как «Направленное» на достижение некоторой цели. Категория цели ставится не реальному миру, а сознанию. Сознательное поведение целенаправленно,однако эта направленность не означает свободы от объективных закономерностей внешней среды, произвольности в выборе цели. И все-таки на первое место выносится развитие человека, удовлетворение его интересов. С точки зрения Э. Фромма, человек не тот, кто он есть. Он такой, каким может стать. Более того, он плохо адаптируется к данным социальным условиям, так как наделен страстями и побуждениями. И может быть, именно потому, что он неуправляем, подвержен стихийности, «плохой» по самой своей природе, и является его сохранение, а значит, и воспроизводство.

Индивид дает организованному целому постоянное разнообразие, позволяет этому целому адаптироваться к внешней среде, а следовательно, обеспечивает ему необходимую устойчивость. Предпосылкой появления новой информации выступает, прежде всего процесс социализации индивида, в ходе которого стабильность его физиологических интересов сопровождается усилением динамизма, присущего расширению разнообразия духовных потребностей, благодаря вступлению индивида в контакты с другими коллективами. Это еще раз подтверждает значительную роль индивида в развитии общества. Можно утверждать, что сложные системы, в т.ч. социально-экономические, обладают способностью к самопознанию, то есть могут раздельно воспринимать собственные стимулы и реакции при анализе собственного поведения, обусловленного внешней средой. Конечно, существует неопределенность, характерная как для внутреннего состояния индивида, так и для окружающей среды. Важно подчеркнуть, что неопределенность системы связана не с субъективной ограниченностью наших знаний о объекте в данный момент, а с объективной невозможностью его окончательного описания на адекватном языке. Э. Тоффлер обращал внимание на то, что признание ограниченности всякого знания противопоставляет его фанатизму. В этом случае процесс развития выглядит не только как процесс нахождения кратчайшего пути к поставленной цели, но и как поиск и корректировка самих целей этого развития. И это особенно важно - поиск цели в процессе движения и механизм организации поиска. Другими словами, новая информация всегда способствует выживанию, а значит, устойчивости объекта, так как она определяет необходимость изменений, показывая, что за отсутствие достаточно быстрых изменений придется заплатить цену значительно более высокую по сравнению с трудностями, связанными с адаптацией. Как отмечалось, для действительного сохранения организации нужны более значительные активности, чем те, из которых состоит рассматриваемых нами организовано целое. Термины «активность» и «сопротивление» ввел А. Богданов по комплексам (Системам, организациям), рассматривая их как свойства элементов системы, характеризуют направленность на развитие или консервацию системы. Увеличение активностей может обеспечить внешнюю среду, что, в свою очередь, обязательно меняет внутренние соотношения комплекса, его структуру. А. Богданов, проводя параллель между социальным и живым, отмечал, что в живой клетке процессы роста меняют молекулярные связи, а в социуме развитие организации ведет к изменению структуры. Практическая устойчивость организации зависит не только от количества сконцентрированных в ней активностей-сопротивлений, но и от способа их сочетания, характера их организационных связей, вида организационной структуры.

Общие черты социальной организации. Процесс упорядочивания действий индивидов, составляющих основу социальной организации, весьма сложен.

В отличие от других массовых общностей социальная организация характеризуется:

■ устойчивым взаимодействием элементов, способствующим прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;

■ относительно высокой степенью сплоченности;

■ отчетливо выраженной однородностью состава;

■ вхождением в более широкие общности в качестве элементов структурных образований.

Основные виды социальных организаций: формальная и неформальная организации. Из всего видового многообразия организаций можно выделить формальные и неформальные организации. Главным признаком формальных организаций является узаконенная система норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия ее членов. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности. Формальная организация рациональна: в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели. Она принципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не должно быть никаких отношений, выходящих за рамки служебных. Формальная организация характеризуется сильной тенденцией превратиться в бюрократическую организацию. Необходимо отметить, что преобладающая точка зрения на организационный процесс состоит в том, что он выполняется бюрократически.

Неформальные организации существуют одновременно с формальными. Для них характерна система не предписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями. Их появление связано со своеобразием действия “человеческого фактора” в организации, что еще раз подчеркивает роль личности в организационном процессе. При выполнении производственных функций люди вступают в многочисленные контакты, способствующие установлению спонтанных личных связей, отчасти носящих эмоциональную окраску. Иначе говоря, существует разделение между профессиональной функцией, выполняемой человеком, и самой личностью. Неформальная организация как спонтанная общность людей предполагает личностные служебные отношения, решение производственных задач способами, отличными от формальных предписаний. Образование неформальных групп есть форма дезорганизации, способствующая поддержанию социальной целостности, снятию социальной напряженности в коллективе. Неформальная организация выступает своеобразным буфером между индивидами и жесткой формальной организацией. Не исключена, однако, и отрицательная роль неформальных организаций: иногда частный интерес определенной группы может превалировать над общей целью организации.