Какие вопросы решает следственный комитет. История возникновения следственного комитета

На государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.

История создания комитета

Еще со времен Петра Первого идет история следственного комитета. В 1713 году появилась идея создать такой орган, который бы помогал предотвращать преступления и регулировать порядки в государстве. Только спустя 4 года эта идея воплотилась в жизнь и появились следственные канцелярии, подчинявшиеся только царю. В обязанности их сотрудников входило устранять наиопаснейшие преступления.

До 1860 года канцелярия не имела высокого статуса, особое значение орган приобрел только в 20-е годы 20 столетия. В то далекое время в стране появлялись новые должности, а спустя 5 лет СК был переведен в органы прокуратуры. В послевоенное время объем раскрытых дел очень быстро рос, и, как следствие, количество должностей также увеличивалось. В 1963 году появилась новая должность – министр охраны порядка в обществе. В течение долгих лет пересматривалась и изменялась структура следственных комитетов. Стабильность появилась только несколько лет назад. Чем занимается Следственный комитет РФ, какие цели стоят перед работниками этого ведомства?

Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Принципы деятельности государственного органа

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Какие дела ведут сотрудники следственного комитета?

Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

  • Убийства.
  • Изнасилования.
  • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
  • Похищение человека.
  • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
  • Налоговые преступления.

Какими вопросами занимается следственный комитет, известно, но для их решения очень важно, чтобы в этом управлении работали сотрудники с определенным набором личных качеств.

Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета

Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

  • Отличное знание законодательной базы.
  • Широкий кругозор.
  • Свободное владение юридическим языком.
  • Ответственное отношение к своему делу.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
  • Дисциплинированность.
  • Умение налаживать контакт с людьми.
  • Вежливость.
  • Трудолюбие.
  • Самоотверженная преданность своему делу.

Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

  • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
  • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
  • Входить в состав органов управления на территории государства.

Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

Особенности работы следователя в СК

Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.

Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.

Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.

Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?

Какие качества помогают в работе

В первую очередь от работника следственного комитета требуют бдительности и внимательности. Он должен увидеть даже самые мелкие детали на месте преступления, которые в дальнейшем могут помочь быстро раскрыть дело. У него должна быть хорошо развита интуиция.

В настоящее время каждый работник следственного комитета должен уметь обращаться с техникой и электронными устройствами, помогающими в работе. Благодаря инновациям в настоящее время стало легче изобличать бандитов.

Очень хорошо, если следователь будет еще и хорошим психологом, который сможет по мимике, оговоркам и повадкам преступника распознать, говорит ли тот правду или лжет. Получить вакансию может только тот человек, который имеет отличную характеристику и юридическое образование.

Чем занимается следственный комитет, понятно, но теперь надо разобраться, какие функциональные структуры находятся в подчинении у СК.

Кто подчиняется следственному комитету?

В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

  • Следственное управление.
  • Организационно-инспекторское управление.
  • Управление криминалистики.
  • Управление обеспечения деятельности.
  • Следственные управления по федеральным округам.
  • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • Военное следственное управление.

У следственного комитета есть и дополнительные структуры, которые помогают в решении второстепенных вопросов. Структур по всей территории России огромное количество, каждая из них знает, чем занимается Следственный комитет и какие задачи ставит перед ним президент страны.

За последний год сотрудниками Следственного комитета и другими структурами было раскрыто много громких дел.

Громкие дела, раскрытые сотрудниками Следственного комитета

Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:


Перечислять этот список можно до бесконечности, так как каждый день сотрудники Следственного комитета находят новые улики и свидетелей по самым запутанным делам и становятся на шаг ближе к их раскрытию.

Особые даты и события

Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

  • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
  • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

Заключение

Подводя итоги и отвечая на главный вопрос, интересующий многих - чем занимается СК - можно точно сказать, что главная задача, которая поставлена перед ним – это раскрытие самых резонансных преступлений совместно с другими структурами правоохранительных органов.

За все время работы сотрудники этой структуры пересмотрели много старых нераскрытых дел и смогли довести их до логического завершения.

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о . Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.


Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел , в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» , - заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70% .

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства : Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.


Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента , и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» , - заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения . Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым . Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы , а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений .

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.


Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков . По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура» , которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК» . Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования» . По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам» .


Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии» . Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура» , поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей» . Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу» , - отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом» , потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы» . По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.

История следственных органов

12 января 1722 года указом Петра I при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. "Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору...", - так постановил царь Петр.

Задачи деятельности прокурора он выразил в следующем: "Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных". Генерал-прокурору предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона он был обязан предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения генерал-прокурор имел право "протестовать и оное дело остановить".

Расследование всех видов преступлений до 1860 года в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий , а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами .

Указом императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей . На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях - до 400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16.000 квадратных верст.

В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства . В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. По Уставу следователи назначались императором по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам , а 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов . Следователь обязан был с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Следователь был вправе поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.

После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

Согласно Декретам о суде (?2 от 7 марта 1918г. и?3 от 20 июля 1918г.) в России образовывались следственные комиссии окружных судов , которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Инструкцией «Об организации рабоче-крестьянской милиции», принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре Наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре СССР , которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам . В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста.

10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

В послевоенный период по основ-ной массе общеуголовных преступлений (согласно УПК РСФСР 1927 года) производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик , принятые 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь был ликвидирован. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Органы милиции могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также по уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Федеральным законом от 05.06.07 г. ?87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в системе органов прокуратуры образована новая структура - Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. 1 августа 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Указ?1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий порядок создания и функционирования нового органа государства.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сформирован и начал свою деятельность с 7 сентября 2007 г. С этого времени начинает свою историю новый следственный орган государства, в обязанности которого входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость, например, коррупционной направленности.

Окончательное отделение следствия от прокуратуры произошло 15 января 2011 года. С этого времени вступил в силу Федеральный закон от 28.12 2010г. ? 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а Президентом РФ подписан Указ от 14.01.2011г. ?38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации".

В соответствии с данными документами, Следственный комитет Российской Федерации является самостоятельным федеральным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет - это орган власти на государственной основе. В его право входит осуществление следствия и дознания. Множество задач было разрешено благодаря сотрудникам этого направления. Так чем занимается следственный комитет и каково его значение в нашей стране?

История возникновения

При правлении Петра Первого осуществлялось преобразование судебных реформ. Идея о создании органов, которые будет предотвращать преступления и регулировать государственные порядки, появилась еще в 1713 году. Четыре года спустя эта идея была реализована и появились первые следственные канцелярии, находящиеся в подчинении у царя. В обязанности людей, работающих в канцелярии, входило устранение самых опасных преступлений. Приблизительно до 1860 года эта сфера организация не имела высокого статуса. Основную работу выполняли судебные и административные органы. Однако, следственные комитеты продолжали присутствовать и они находились в 44 губерниях страны.

Должное значение следственный комитет приобрел в 1922 году. В этот период в стране вводились новые должности. В 1927 году представители власти провели рискованный эксперимент - они перевели следственный комитет в органы прокуратуры. Это действие увенчалось успехом. В 1929 году еще несколько подобных органов были переведены в военный комитет. После войны объем раскрытых дел продолжал расти, поэтому количество должностей в следственных органах также постоянно росло. В 1963 году было принято решение о появлении должности Министра охраны порядка в обществе. Им стал Щелоков Н.А. С его появлением эффективность работы возросла в несколько раз. Долгие годы следственные комитеты переосмысливали и изменяли их структуру. Относительная стабильность появилась лишь в 2007 году.

Основные задачи СК

Существует несколько основных задач , которые обязаны выполнять сотрудники следственного комитета.

  1. Анализ и раскрытие действий преступника;
  2. Организация мероприятий, направленных на защиту прав гражданина;
  3. Контроль работы за сотрудниками правовых органов и представителями малого бизнеса;
  4. Организация мер, направленных на выяснение обстоятельств преступления и их устранение;
  5. Взаимодействие с представителями сферы уголовного судопроизводства на междугороднем и международном уровне;
  6. Разработка комплексных мер, направленных на преобразование государственной политики;
  7. Принуждение граждан соблюдать и исполнять законодательство РФ;
  8. Осуществление нормативно-правового установления в сфере каждого вида деятельности;
  9. Организация формирования отчетов;
  10. Контроль за организацией работы нижестоящих сотрудников.

Ежегодно следственный комитет подлежит проверке. Представители органов власти рассматривают статистику раскрытых дел и общую организацию работы каждой структуры. При неудовлетворительном исполнении обязанностей появляется возможность расформирования коллектива.

Поэтому в интересах следственного комитета осуществлять основные задачи максимально качественно.

Принципы работы

Как и в каждой организации, в следственном комитете существуют определенные принципы работы:

  1. Главой всех отраслей является Председатель Следственного комитета. Именно его указания должны выполнять все сотрудники, работающие в этой области. Далее, распределения обязанностей осуществляются как в воинских организациях - нижестоящие работники должны подчиняться вышестоящим руководителям;
  2. Все полномочия осуществляются в отдельном порядке, независимо от полномочий государственной власти, органов управления в регионе и других представительных органов;
  3. Необходимо, чтобы деятельность всех сотрудников одной организации была направлена в одно русло. При этом она не должна являться нарушением прав свободы гражданина. Требуется, чтобы все мероприятия основывались согласно требованиям государства;
  4. Обо всех результатах, которые были созданы в следственном комитете, должны быть информированы федеральные органы государственной власти.

Требования к сотрудникам следственного комитета

Если человек решил, что ему необходимо связать свою жизнь с работой в следственном комитете, то он не имеет права:

  1. быть членом политических объединений, принимать участие в выборах и создавать общественные виды деятельности;
  2. совмещать свою работу с любым другим видом деятельности;
  3. входить в состав различного рода органов управления на территории государства.

Даты и события

Ежегодно сотрудники следственного комитета отмечают два важных для них события.

  • 25 июля. Этот день посвящено сотрудникам следственного комитета. Во время этого события все наиболее отличившиеся работники получают благодарность за свой нелегкий труд;
  • Осенью, 19 октября отмечают свой профессиональный праздник сотрудники подразделений криминалистики.

Углубившись в то чем занимается следственный комитет можно заметить, что это действительно очень важный и ответственный вид деятельности. Поэтому стоит с уважением относиться к представителям этой сложной профессии, так как в их руках находится безопасная жизнедеятельность граждан.

Видео о работе СК

В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.

История

Официально новая военизированная организация, осуществляющая полномочия в сфере государственного судопроизводства, начала свою работу 15 января 2011 года, когда вышел ФЗ о Следственном комитете. В данном документе содержалась информация о функциях, задачах и полномочиях сотрудников СК, а также описана система подчинения и руководства ведомства. Непосредственный контроль над деятельностью органов СК РФ осуществляет президент.

Еще триста лет назад Петр I впервые создал специализированный следственный орган, именно дата основания канцелярии под началом гвардии майора М. И. Волконского считается праздничным днем для всех работников органов следствия. В советский период все полномочия предварительного расследования перешли к Прокуратуре РСФСР, а позже - СССР. В начале 2000-х не раз предпринимались попытки создать независимый следственный орган, были заметно уменьшены права прокуроров при ведении расследований.

Но окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.

Принципы работы

Основная функция органов СК - это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.

Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:

  1. Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
  2. Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
  3. Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
  4. Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.

Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.

Задачи

То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:

  • обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
  • основная задача СК - выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
  • сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
  • максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
  • разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
  • представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
  • вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.

В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.

Основные функции

Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права и иными актами правовой обязанности.

СК вправе осуществлять следующие функции:

  • при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
  • проводить судебные экспертизы;
  • обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
  • проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
  • вести процессуальную проверку следственных органов.

А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ , дела, связанные с педофилией и убийством детей.

Руководство

Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.

С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.

Заместители председателя

На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.

Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года - Светлана Львовна Петренко.

Рассматриваемые дела

Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:

  • умышленные убийства;
  • изнасилования;
  • преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
  • похищения людей;
  • преступления в налоговой сфере;
  • причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.

Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.

Требования к сотрудникам

Следственный комитет Российской Федерации предъявляет ряд жестких условий для поступления на службу. Человек должен сочетать в себе ряд профессиональных и личностных качеств:

  • досконально знать законы РФ, уметь их применять на практике;
  • широкий кругозор, знания в разных областях;
  • ответственность;
  • дисциплина и стрессоустойчивость;
  • свободное владение юридическим языком;
  • самоотверженность и самоотдача работе.

К тому же для сотрудников Следственного комитета действуют некоторые ограничения:

  • служащий не имеет права участвовать в политических выборах, а также заниматься общественной работой (за исключение педагогической или научной деятельности);
  • быть членом органов управления на территории РФ;
  • вести предпринимательскую деятельность.

Дела, расследуемые сотрудниками СК, всегда сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, нередки случаи, когда следователям угрожали, совершали покушения и даже убивали.

На 2016 год общая численность сотрудников Следственного комитета РФ составляла 23 190 человек, включая гражданские и военные должности.

Работа в СК считается престижной и привилегированной, для сотрудников предусмотрена система льгот и пособий. Официально днем профессионального праздника считается 25 июля, отмечается он с 2014 года и обычно в этот день вручаются награды за особые заслуги в период несения службы. Также 19 октября отмечается и праздник отдела криминалистики, это подразделение является частью СК.

Существует еще одно направление деятельности следственного комитета - уголовные дела прошлых лет, возможность возобновлять нераскрытые или приостановленные ранее уголовные дела.

СК РФ имеет самое современное технологическое оснащение, а также достижения науки последних лет. Например, цианоакрилатовая камера для обнаружения даже старых отпечатков пальцев, мощные металлодетекторы, приборы для получения данных с мобильных телефонов и других цифровых устройств и т. д.