Какие рабочие места разрешается размещать без естественного освещения? Обязательно ли наличие естественного освещения в помещении с офисными рабочими местами? Помещения без естественного освещения список.

Вопрос:
Несколько сотрудников работают на компьютерах в помещении без окон при освещении лампами дневного света в течение всего рабочего дня.
Положен ли им укороченный рабочий день или сокращенная неделя?

Ответ:
Категории работников, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, перечислены в ст. 92 ТК РФ. К ним относятся, в том числе, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзац пятый части первой ст. 92 ТК РФ). Как следует из указанной нормы, сокращенная продолжительность рабочего времени таких работников должна составлять не более 36 часов в неделю. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее - Постановление N 870) установлено, что указанная гарантия предоставляется работникам по результатам аттестации рабочих мест, которая проводится именно в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (часть двенадцатая ст. 209 ТК РФ). Иных, кроме аттестации, механизмов оценки условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов трудовое законодательство не предусматривает.
Таким образом, сам по себе факт отсутствия окон в помещении не является основанием для сокращения продолжительности рабочего времени сотрудников, рабочие места которых находятся в таком помещении. Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда будут признаны вредными и (или) опасными, то работодатель, в силу ст. 92 ТК РФ и Постановления 870, обязан установить таким работникам сокращенную продолжительность рабочего времени.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н. В настоящее время приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 N 590н в Порядок внесены изменения, которые вступили в силу 26.02.2013. Так, рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства, теперь исключены из числа рабочих мест работодателя, которые подлежат обязательной аттестации.
Однако это не означает, что аттестация таких рабочих мест вообще не может быть проведена. Порядок предусматривает проведение внеплановой аттестации в случаях, указанных в п. 47 Порядка. Так, внеплановая аттестация проводится в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте. При этом отметим, что никаких оговорок в отношении каких-либо рабочих мест в указанном пункте не содержится, поэтому по обращению работника или представительного органа работников работодатель должен провести внеплановую аттестацию любых рабочих мест, в том числе и тех, которые перечислены в сносках к Порядку.

При аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Порядка проводятся инструментальные измерения физических факторов (микроклимат, освещенность и т.д.) с целью сопоставления фактического значения данных факторов с установленными для них гигиеническими нормативами* (1). Если условия труда будут признаны вредными или опасными, то работникам устанавливается сокращенное рабочее время не более 36 часов в неделю.
Если аттестация не будет проведена по заявлениям работников или представительного органа работников, или по результатам аттестации рабочие места в помещении без естественного освещения и кондиционирования будут признаны соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, работники вправе инициировать государственную экспертизу условий труда (часть третья ст. 216.1 ТК РФ).
Экспертиза проводится Рострудом (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324) и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (часть первая ст. 216.1 ТК РФ) в порядке, предусмотренном Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
В силу части пятой ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС России.
Кроме того, правом проводить независимую экспертизу условий труда наделены профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов; по результатам экспертизы они направляют работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения (часть шестая ст. 370 ТК РФ). Порядок проведения такой экспертизы, формы документов, оформляемых по итогам ее проведения, устанавливаются актами профсоюзов (письмо Роструда от 20 марта 2008 г. N 1500-Т3). Согласно части второй ст. 370ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

  • Нужно ли проводить СОУТ рабочего места специалиста, если внесли изменения в должности?
  • Сколько карт СОУТ необходимо составлять при проведении СОУТ, если в организации имеются рабочие места, на которых возможно совмещение профессий?
  • Что должна представить организация, проводящая СОУТ, у нас на предприятии?
  • Имеет ли право специализированная организация проводить специальную оценку условий труда на нашем предприятии?
  • Что делать, если сотрудник отказывается подписывать СОУТ?

Вопрос

Какие рабочие места разрешается размещать без естественного освещения? Прошу подготовить развернутый ответ со ссылками на нормативные акты.

Ответ

Если работники находятся в помещениях менее 50% рабочего времени, и не более 2 часов непрерывно своего времени, то разрешается размещение рабочих мест в таких помещениях. Это следует из п. 10.2.8 СанПин " к физическим факторам на рабочих местах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 81, 2.2.4.3359-16, вступивших в действие 1 января 2017 года.

Помещения, в которых работающий находится большую часть (более 50%) или более 2 часов непрерывно своего рабочего времени, должны иметь естественное освещение.

Без допускается проектировать помещения при необходимости соблюдения определенного технологического процесса, а также помещения, размещение которых разрешено в цокольных и подвальных этажах зданий и сооружений.

Из СанПин "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 81, 2.2.4.3359-16

«10.2.9. При проектировании помещений с размещением в них рабочих мест необходимо предусматривать:

а) использование в осветительных установках общего и местного освещения источников света с коррелированной цветовой температурой от 2400 К до 6500 К;

б) повышение нормируемой освещенности для соответствующего разряда зрительных работ на одну ступень по шкале освещенности».

Можно организовать рабочие места без естественного освещения в цокольном этаже, с ограничениями: "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", примечание, Д32, а также при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих (Раздел III. «Требования к помещениям для работы с ПЭВМ, пункт 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»). должно быть оборудовано освещением в соответствии с требованиями СанПиН.

Например, для медицинских учреждений, помещения, которые допускается размещать без естественного освещения, перечислены в п.7.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.
Согласно подпункту д) п.7.1 санитарных правил, допускается без естественного освещения размещать помещения моечных, приема, регистрации и выдачи анализов, боксов для лабораторных исследований, при условии отсутствия постоянных рабочих мест в помещении, что определяется на этапе проектирования (строительство, реконструкция).

Нормативное значение освещенности рабочей поверхности при проведении устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 8 апреля 2003 г. N 34
"О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03"

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 постановляю:

Ввести в действие "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 г., с 15 июня 2003 г.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2003 г. Регистрационный N 4443

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.

2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация
предприятий, планировка и застройка населенных пунктов

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03
"Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному
освещению жилых и общественных зданий"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.)

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999Ю N 14, ст.1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).

II. Гигиенические требования к естественному освещению помещений жилых и
общественных зданий

2.1.1. Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

2.2. Требования к естественному освещению помещений жилых зданий

2.2.1. Требования к естественному освещению жилых зданий в зависимости от назначения помещения изложены в .

2.3. Требования к естественному освещению общественных зданий

2.3.1. Требования к естественному освещению общественных зданий в зависимости от назначения помещений изложены в .

III. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений жилых и
общественных зданий

3.1.1. Искусственное освещение подразделяется на рабочее и аварийное.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.1.7. Нормы освещенности, приведенные в и , допускается снижать на одну ступень по шкале освещенности в следующих случаях:

3.2.1. Требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в .

3.3. Требования к искусственному освещению помещений общественных зданий

3.3.1. Требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в .

IV. Гигиенические требования к совмещенному освещению помещений жилых и
общественных зданий

4.1. Совмещенное освещение помещений жилых и общественных зданий допускается предусматривать в случаях, когда это требуется по условиям выбора рациональных объемно-планировочных или градостроительных решений, за исключением жилых комнат домов и общежитий, гостиных и номеров гостиниц, спальных помещений санаториев и домов отдыха, групповых и игральных детских дошкольных учреждений, палат лечебно-профилактических учреждений, палат и спальных комнат объектов социального обеспечения (интернатов, пансионатов для престарелых и инвалидов и т.п.).

4.5. При совмещенном освещении учебных и учебно-производственных помещений школ, школ-интернатов, учебных заведений начального и среднего профессионального образования следует предусматривать раздельное включение рядов светильников, расположенных параллельно светопроемам.

4.6. Искусственное освещение при совмещенном освещении помещений следует проектировать в соответствии с настоящих норм. При этом необходимо предусматривать раздельное включение общего искусственного освещения и дополнительного искусственного освещения, используемого в течение дня.


_____________________________

здравоохранения Российской Федерации

Г.Г.Онищенко