Как приватизировать нежилое помещение: законодательное регулирование, условия, особенности и сроки.

Приватизацией именуется платная процедура, которая предполагает передачу недвижимости из жилого или нежилого фонда в частную собственность одному нескольким гражданам или юридическому лицу.

Для ее осуществления требуется выполнение условий процедуры в установленном законом порядке. В зависимости от типа помещения условия могут меняться.

Приватизация нежилых помещений – это сделка первичного типа, которая выполняется только на платной основе. Порядок регулируется и производится на основе Гражданского кодекса РФ, а также Федеральных законов № 159 и 178. Дополнительно также ориентируются на Указ президента № 2284 от 21.12.1993, который включает все предусмотренные программы по городам.

В этой статье

Что представляет собой процедура приватизации нежилых помещений

Конституция РФ предусматривает несколько разновидностей собственности – государственная, муниципальная и частная. В 90-х годах прошлого века были разработаны правовые механизмы, позволяющие перевести имущество в частную собственность. Благодаря этому можно осуществить приватизацию государственного и муниципального имущества.

При этом следует учитывать, что существует жилой и нежилой фонд. Порядок приватизации в обоих случаях имеет существенные отличия.

Большинство граждан, которые далеки от государственного управления, знакомы только с одной стороной процедуры – когда квартира передается в частное владение безвозмездно. В отношении объектов нежилого фонда законодательством предусмотрена оплата.

Отличие жилого и нежилого фонда:

  1. Категория включает помещения, в которых на законных основаниях проживают граждане. Среди них частные многоквартирные дома, а также общежития. К этой категории также включат здания, которые используются для временного проживания – гостиницы.
  2. Нежилой фонд включает здания и сооружения, которые используются с определенной целью (за исключением проживания). К ним относят складские, спортивные, офисные, больничные и другие объекты.

Действующая правовая база позволяет получить муниципальное/государственное имущество из нежилого фонда в собственность физическим и юридическим лицам.

Получить в частное распоряжение можно только ту собственность, которая не пребывает исключительно в распоряжении государства (объекты и земли стратегического значения).

Объектом, который будет передан гражданам/учреждению в собственность, может быть:

  • предприятие;
  • образовательные учреждения;
  • офис;
  • больницы;
  • культурный объект;
  • торговые помещения;
  • земля;
  • природный объект и другие.

Согласно установленным нормативным актам передача имущества из нежилого фонда в частное владение производится за деньги. Зачастую проводятся торги (организуется аукцион), в результате которого определяется будущий владелец.

А также возможен выкуп на правах арендатора помещения, где базовым основанием будет договор найма. Их организация требует соблюдения, предусмотренного законом распорядка.

Существует несколько условий, которые могут изменить порядок проведения приватизации.

Чтобы выполнить все на основании закона, требуется учитывать такие нюансы:

  • кому переходит в собственность – физическим или юридическим лицам;
  • расположение помещения – общежитие, многоквартирный или жилой дом.

Руководствуясь такими данными можно переходить к процедуре приватизации. Для этого нужно выполнить действия согласно установленному порядку.

Физическим лицам

Оформить право собственности на нежилое помещение позволено физическим лицам. Граждане, которые имеют на руках договор найма жилья в муниципальной собственности, могут обратиться с намерением приватизировать арендуемую квартиру.

Вместе с этим возможна приватизация части нежилого помещения, среди которой будет доля чердака или отдельная подвальная комната.

Обратите внимание! Приватизировать можно только отдельную долю такой муниципальной собственности. Это определяется тем, что объектом выступает общее имущество, которым пользуются и другие арендаторы.

Если возникает желание получить во владение всю недвижимость из общего пользования, требуется получить от долевых арендаторов письменное согласие.

Гражданам также позволено заключать договор купли-продажи таких помещений между физ. лицами. Это позволяет арендаторам, которые не желают оформлять право собственности получить возмещение доли в денежном эквиваленте.

Многоквартирные и жилые дома

Все владельцы квартир в многоквартирных и жилых домах имеют право на часть общей собственности. К таковой относятся все помещения, которые не используются как жилые, а имеют определенное целевое предназначение (чердаки, подвалы, кладовые и другие).

Чтобы оформить право собственности, необходимо получить согласие всех участников долевой собственности в письменном виде. Приватизация нежилого помещения в жилом доме является идентичной.

Законодательством также предусмотрен обширный пакет документов, который заявитель обязуется предоставить в процессе оформления.

Позволяется приватизация земельного участка, который относится к собственности многоквартирных домов. Это достаточно популярно среди населения. Граждане могут получить во владение землю, которой пользовались какое-то время.

В общежитии

Предприниматели, которые имеют на руках договор аренды помещения, могут сэкономить денежные средства. Когда помещение общежития используется для коммерции, оно переводится в нежилой фонд.

Такими являются:

  • магазины;
  • салоны услуг;
  • офисы;
  • другие объекты для ведения коммерческой деятельности.

Оптимальным решением будет регистрация нежилого помещения. Нормы действующего права направлены на бизнесменов, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предоставление услуг и торговля выступают двигателем к оформлению права собственности.

Порядок действий

Для тех, кому необходимо знать, как оформить в собственность нежилое помещение, следует ознакомиться с предусмотренным порядком. Процедура включает несколько шагов и требует соблюдения поэтапного выполнения.

Вне зависимости от того, кто выступает субъектом при регистрации собственности (юридическое или физическое лицо), начальные этапы едины для всех участников процесса.

Порядок приватизации нежилых помещений требует точности и достоверности предоставляемых данных.

Необходимо выполнить такие действия:

  1. Обратиться в соответствующий орган с заявлением о намерении осуществить передачу имущества в свое распоряжение на правах владельца.
  2. Заявитель собирает соответствующий пакет документов и вместе с заявлением представляет уполномоченным должностным лицам.
  3. Ожидать решение рассмотрения. Это потребует месяц.
  4. Ответ предоставляет комиссия, которая занимается процедурой отчуждения муниципальное имущество.
  5. Следующий этап требует внесения оплаты государственной пошлины, которая устанавливается.
  6. Последующим шагом будет обращение в орган регистрации имущества с соответствующим заявлением и полученным постановлением.
  7. Получить выписку из ЕГРП.

Свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение сейчас не выдается. Для регистрации нужно обратиться в Единый государственный реестр прав (дальше ЕГРП).

Это учреждение содержит актуальную информацию о состоянии всех типов недвижимости, вне зависимости от того, кто выступает правообладателем. Потребуется подождать около месяца, чтобы получить выписку из ЕГРП.

На последнем этапе, пока новый владелец ожидает ответа от соответствующего учреждения, администрация выдаст технические документы на приобретенную собственность.

К ним относятся:

  • кадастровый паспорт;
  • план;
  • технический паспорт;
  • договор о приватизации и другие.

На практике процедура очень схожа с оформлением права собственности жилого помещения. Однако есть различия, которые нельзя упускать, чтобы не допустить ошибки.

Заявление

Особе внимание нужно уделить оформлению заявления.

Структура документа очень важна и должна вмещать такую информацию:

  • сведения об органе или уполномоченном лице, которые принимают прошение на рассмотрение;
  • паспортные данные заявителя;
  • основания для переоформления;
  • список прилагаемых документов.

Завершение требует стандартного оформления, которое включает дату составления и личную подпись. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется предварительно скачать и ознакомиться с образцом заявления.

Куда следует обращаться

Чтобы осуществить оформление нежилого помещения в собственность нужно обращаться в районную администрацию. Здесь формируется комиссия, которая будет принимать решение об отчуждении муниципальной собственности.

Ответ заявитель получит в письменной форме, где будет указано решение. На это потребуется два месяца.

Если имущество является спорным и затрагивает интересы нескольких граждан, преимущество будет у того, кто имеет на руках договор об аренде. Имеет значение также срок. Когда он превышает три года у одного из арендаторов, приватизация будет определена в его пользу.

Какие документы необходимы

Законом предусматривается перечень документов, которые требуются для оформления приватизации нежилой недвижимости.

Он включает следующее:

  • составленное арендатором заявление о намерении приватизации;
  • паспортные данные гражданина (копия паспорта);
  • справка из кадастра;
  • договор, свидетельствующий об аренде недвижимой собственности.

Обязательно представляется чек об уплате государственной пошлины. В отдельных случаях список может быть расширен.

Подача документов осуществляется лично заявителем. Предусмотрен вариант, когда документы подаются посредством доверенности, заверенной у нотариуса. Предпочтительнее будет первый вариант.

Оценка нежилого помещения

Посредством оценки устанавливается стоимость недвижимости, которая является предметом интереса. Заранее происходит обсуждение вариантов оплаты.

Предусматривается:

  • единовременная – полная выплата указанной стоимости;
  • рассрочка на три года – вносится долями ежемесячно, для него нужен договор рассрочки.

Таким образом, заявитель обязуется предоставить квитанцию, чтобы подтвердить оплату. После предоставления этого документа потребуется подождать 60 дней. Заявитель получит постановление, которое оповещает о факте передачи запрашиваемой недвижимости в собственность.

Чтобы обезопасить себя от нарушений в процессе оформления договора, рекомендуется воспользоваться помощью специалиста.

Заключение договора (образец)

Договор составляется в письменной форме заинтересованными сторонами, они же его и подписывают. При условии несоблюдения формы в процессе оформления, сделка считается недействительной.

Важно! Обязательно в документе должна содержаться информация о предмете договора. Данные должны четко идентифицировать недвижимость, которая подлежит передаче.

Показатели, которые выступают поводом для идентификации помещения:

  • реквизиты объекта;
  • наименование;
  • кадастровый номер;
  • занимаемая площадь.

Договор включает также основания, которые подтверждают права владельца недвижимым имуществом. При условии их ограничения доказательством служат такие документы, как залог, арест, права третьих лиц. На сайте можно скачать образец, чтобы правильно оформить документ.

Срок приватизации

Каждый этап процедуры отнимает отведенное время, которое требуется для выполнения предусмотренных условий. Государственные структуры устанавливают определенные временные ограничения. Общая продолжительность составляет 3 календарных месяца.

Единый государственный реестр прав является последним учреждением, которое занимается выдачей информацией о состоянии имущества. Это последний пункт процедуры приватизации. Для получения документа необходимо менее месяца.

Основания для отказа в приватизации

Административный орган, который занимается рассмотрением, наделен правом ответить отказом при осуществлении сделки. Лицо, которое не соответствует требованиям, не может оформить право собственности.

Основаниями для такого ответа служат:

  • нет средств для погашения установленной суммы;
  • отказ от выплаты установленной стоимости;
  • заявитель о намерении приватизации сбивает цену за объект;
  • неправильно составлен документ о желании приватизировать собственность;
  • отсутствуют необходимые документы или предоставлен неполный пакет.

Последние два пункта предполагают возможность подать повторное прошение. Для этого придется повторить порядок с начальной позиции.

Размер госпошлины

Оформление приватизации недвижимого имущества, которое пребывает в недвижимом фонде, как обозначалось выше, осуществляется на платной основе. Заявитель должен внести государственную пошлину.

Размеры составляют:

  • физлицам – 2,5 тыс. рублей;
  • юридическим лицам – 22 тыс.

Кроме этого, существует уплата органам местного самоуправления, которая вносится согласно договору купли-продажи.

Если предполагается участие в аукционе, стоимость объекта оговаривается заранее. Каждый участник обязуется внести для участия 10% от установленной цены объекта. Участник, который победит, вносит оставшуюся сумму. Те, кто остался в проигрыше, получает внесенную сумму в качестве залога для участия.

Заключение: базовые нюансы процедуры

Передача нежилого помещения в собственность является сложной и длительной юридической процедурой. Каждый этап выполнения требует знания правовой базы и тонкостей, которые включает порядок приватизации.

Кроме того, нужно помнить и учитывать такие моменты:

  1. Рекомендуется консультация с юристом на всех этапах процедуры.
  2. В зависимости от того, где и кем осуществляется процедура, меняются условия.
  3. Отнеситесь серьезно к оформлению заявления о намерении приватизации.
  4. Собирая документы на право собственности на нежилое помещение, уточните у уполномоченного лица перечень.
  5. Приватизация нежилого помещения платная процедура, поэтому готовьтесь к возмещению стоимости и оплате государственной пошлины.
  6. Внимательно отнеситесь к оформлению договора купли-продажи, чтобы избежать мошенничества или нарушений.

Несоблюдение одного из поставленных законодательством требований ведет к тому, что процедура начинается с нуля. В худшем случае ее просто нельзя будет повторно провести.


Приватизация жилого помещения - процесс перехода недвижимости из государственной или коммунальной собственности в частную.

Вопросы, касающиеся этой операции, регулируются соответствующим законом. Оформив в собственность жилье, можно его впоследствии продать, подарить и оставить в наследство, сдать в аренду или заложить.

Пока недвижимость не оформлена соответствующим образом, ее не считают частной собственностью, и распоряжаться им будет нельзя.

Приватизация жилого помещения сводится к отчуждению квартир, домов или просто комнат у государства и передаче их частному лицу или нескольким людям. Если гражданин желает оформить на себя жилье, в котором живет один или вместе с родственниками, ему необходимо обратиться в соответствующий отдел, который есть в каждой местной администрации. Невозможно оформление аварийного жилого помещения. Если жилье в приемлемом состоянии, следует заполнить бланк и собрать необходимые бумаги.

Пакет документов таков:

  1. Заявление на приватизацию имеющегося жилья.
  2. Справка, в которой содержатся сведения о составе семьи.
  3. Копия ордера на предоставление жилой помощи.
  4. Справки с прежних мест проживания.
  5. Копию документов, предоставляющих льготы, если они имеются.
  6. Согласие временно отсутствующих членов семьи.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Приватизация нежилых помещений

Сейчас приватизация нежилых помещений выполняется при продолжительности арендных отношений более трех лет, а у предпринимателя имеется преимущество перед прочими покупателями. Он может получить его, уплатив стоимость, установленную кадастром. Сумму покупки разрешается выплачивать сразу. Иногда целесообразно взять рассрочку на выплату, на три года.

Выплатив всю сумму, покупатель получает квитанцию, в местный госорган. При невозможности оплаты всей суммы сразу, ему предоставляется возможность получить кредит или подписать соглашение на выплату всей суммы в рассрочку.

Ожидать постановление администрации жилищного управления в России придется в течение двух месяцев. Последний этап оформления имущества в собственность - это обращение в орган, который осуществляет регистрацию.

Приватизация аварийного жилья

При необходимости осуществить такую процедуру, как приватизация аварийного жилья, необходимо доказать в суде, что оно таковым не является. Иначе процесс невозможен. Имея постановление суда, можно начинать заполнять документы.

Если в семье имеются несовершеннолетние лица, решение об оформлении недвижимости в собственность принимают их родственники. Они дают разрешение о приватизации на детей, ставят свои подписи возле фамилии ребенка. Если граждане дают разрешение приобрести другим проживающим занимаемую жилплощадь, сохраняют свое право на последующее бесплатное приобретение в собственность другого жилья.

Получить разрешается не более 18 квадратных метров площади для каждого человека, в обязательном порядке предоставляется девять квадратных метров на каждую семью.

Если размеры жилья превышают эти цифры, обязательно доплачивают за переоформление. Оценивание недвижимости осуществляется для последующего взыскания налога, его наличие не влияет на решение вопроса о безвозмездной передаче недвижимости в собственность.

При приватизации в коммунальной квартире иногда случаются сложности, которые решаются по-разному. Вначале регистрация собственности на них была запрещена, что указывало на отсутствие необходимости делать комнаты коммерческим жильем. Позже было разрешено приватизировать недвижимость объединению соседей, определяя в ней долевую собственность. Но нужно знать, что объект - это квартира полностью, а не конкретная комната.

Приватизация жилищного фонда

Процесс, в рамках которого осуществляется отчуждение - это передача или продажа жилья, относившегося к государственному фонду в собственность. Это удобно, ведь наниматель получает вместе с жилплощадью необходимость заботиться о ней.

Приватизация жилищного фонда - это отчуждение, которое заключается в безвозмездном предоставлении или продажи из фонда города в полную собственность граждан жилплощади или недвижимости, занимаемой людьми в качестве нанимателей, и передача относящихся к ним хозяйственных построек.

Целью приватизации является возможность создать рыночную систему, способную обеспечить граждан жильем, предоставить им свободный выбор места проживания.

Каждый гражданин вправе приватизировать квадратные меры, на которых проживает. Если его доля меньше, чем прописано установленной норме, он получит компенсацию. Соответствующим законом регулируются права, а также способы приватизации жилья.

Дополнительно прописаны права нанимателей, порядок оформления права собственности и использования недвижимости, имеются сведения о содержании полученных квартир, налогов и социальной защиты населения во время приватизации.

К объектам относятся квартиры, находящиеся в многоквартирных зданиях, используемые на условиях найма, а также незаселенные части домов и квартиры, одноквартирные здания после окончания их строительства, ремонта, реконструкции.

Приватизация социального жилья

Многие граждане считают муниципальную квартиру своей собственной, однако же, для полного распоряжения им нужна приватизация социального жилья. Передаче подлежат помещения, которые относятся к городскому жилищному фонду или принадлежат учреждению, предприятию.

Право на пользование квартирой подтверждается соответствующим ордером или договором о социальном найме. Все жильцы должны дать свое согласие на приватизацию. Если хотя бы один из них не хочет этого делать, необходимо выяснить его позицию: отказ или несогласие.

В данном случае, передача прав будет оформлена на остальных членов семьи, доля отказавшегося человека делится поровну между остальными претендентами. Гражданин, который оформляет в установленном порядке добровольный отказ, может пожизненно проживать на приватизированной площади.

Несогласием является нежелание получать квадратные метры в собственность, в этом случае приватизировать ее не получится. Одобряется передача в собственность только при наличии согласия каждого заинтересованного лица.

Если квартира является коммунальной, согласны ли соседи на приватизацию определенной комнаты, спрашивать не нужно. Вместе с комнатой, которую занимает семья или человек, будет передана часть общих площадей коридора и кухни.

Если необходимо оформить в собственность часть обычной квартиры, это можно сделать, определив порядок пользования ею: добровольно или через суд. Проживающие в ней лица вправе заключить договор социального найма с муниципалитетом, а позднее, приватизировать свою комнату.

Сделать это немного сложнее, но вполне возможно. Для данной операции нужны веские основания, так как муниципалитет не всегда согласен на превращение жилья в коммунальное.

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Закону N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - арендаторы) при соответствии определенным условиям имеют преимущественное право на приватизацию арендуемого ими помещения (далее - преимущественное право). Но на практике даже при соблюдении этих условий реализация преимущественного права может быть затруднена. Нередко из соображений хозяйственной экономии органы государственной власти сдают в аренду части помещений. Арендатор формально лишается возможности реализовать преимущественное право в связи с тем, что арендованное имущество не является самостоятельной недвижимой вещью и не имеет кадастрового номера, в отличие от помещения, частью которого оно является. Толкование Закона N 159-ФЗ дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в информационном письме N 13 4 , пункт 8 которого, в частности, гласит: "Реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект" (выделено нами. - Ю.Х., Ю.Н.). Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, ВАС РФ допускает реализацию преимущественного права применительно к частям помещений при условии, что такие части можно обособить. Одно это толкование тем не менее не дает ответов на многие вопросы, возникающие на практике.

Слово и дело

Во-первых, неясно, каким именно способом должна подтверждаться возможность обособления помещения. Возникает несколько вариантов: получение справок в соответствующих органах (например, проектно-инвентаризационные бюро) либо проведение экспертизы. Второй вариант, безусловно, надежнее, но является гораздо более дорогостоящим. Во-вторых, отсутствует регламентированный механизм взаимодействия сторон при обособлении помещения. Так, невозможно определить, на кого возлагается обязанность или право установить возможность обособления части помещения и непосредственно произвести обособление части помещения (включая затраты - материальные, финансовые, организационные). Даже в случае обращения арендатора за обособлением имущества нет гарантий содействия со стороны органа власти, так как отсутствует четко закрепленная обязанность. Более того, шансы на оказание содействия со стороны государственного органа обычно очень малы, поскольку он, как правило, больше заинтересован в продаже помещения с торгов. В отсутствие регламентированного законодательством порядка подачи и рассмотрения заявления арендатора о реализации преимущественного права в отношении части помещения, в том числе сроков, в ходе производства экспертизы, сбора доказательств (а занимает это, как правило, немалое время) помещение уже может быть выставлено на торги целиком. Это усложнит осуществление преимущественного права и даже может послужить основанием для отказа в его реализации. Обособление части помещения зависит от воли арендодателя (органа власти, реализующего права собственника), что, с учетом существующего в данной области правового вакуума, является серьезным коррупциогенным фактором. Безусловно, в случае неправомерного отказа государственного органа у арендатора есть право на судебную защиту, но в силу отсутствия законодательной регламентации рассматриваемых отношений перспективы подобных споров неоднозначны. Данная проблема усугубляется еще и тем, что практически единственный источник правового поля в такой ситуации - информационное письмо N 134.

Практическая сторона

В отсутствие особых правил реализации преимущественного права в отношении части помещения суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 209 ГК РФ , часто указывают, что "собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", в силу чего его отказ разделить помещение не может быть признан незаконным. Так, в решении по делу N А79-2127/2010 отмечено, что в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения и распоряжения своим имуществом, в связи с чем необходимо его волеизъявление на создание из одного объекта путем его разделения нескольких самостоятельных объектов, и при отсутствии такого волеизъявления упомянутая часть указанного нежилого помещения, не выделенная в порядке кадастрового учета в самостоятельный объект, на которую право муниципальной собственности не зарегистрировано, не может являться объектом купли-продажи. Такой же аргумент приводится судом в решении по делу N А33-5998/2010. Оба решения оспаривались в апелляционной инстанции, однако отменены не были. В Северо-Западном округе аналогичная позиция нашла отражение в немногих постановлениях (например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 11.05.2012 по делу N А56-22715/2011). При этом суд сослался на то, что в силу пункта 9 информационного письма N 134 соарендаторы вправе выкупить не каждый свою часть единого помещения, а все помещение в общую долевую собственность. Аналогичная позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2010 N ВАС-17757/09.

Точка бифуркации

Следует отметить, что выработанная судами позиция правомерна, если правильно назвать все ее составляющие. Действительно, продажа арендованной части помещения возможна лишь после ее обособления. Обособление возможно по воле (с согласия) собственника. При этом в ситуации, когда все помещение сдано в аренду нескольким субъектам преимущественного права, может быть произведен не раздел помещения, а выкуп его в общую собственность. Иное толкование не позволило бы примирить позиции, сформулированные в пунктах 8 и 9 информационного письма N 134. Однако такая позиция не является исчерпывающей и универсальной. К примеру, она не охватывает ситуации, в которых в аренду сдана только часть помещения, а другие части не являются объектами аренды или арендованы субъектами, не подпадающими под действие Закона N 159-ФЗ. Механическое применение сформулированного выше подхода в такой ситуации привело бы к нарушению прав арендатора. Представляется, что в подобной ситуации - отсутствия возможности долевого выкупа арендуемого помещения - для реализации смысла Закона N 159-ФЗ и рекомендаций пункта 8 информационного письма N 134 необходимо выработать новую правовую позицию. Ее зачатки видны в практике ФАС СЗО. В Постановлении ФАС СЗО от 05.07.2011 по делу N А42-5124/2010 говорится, что арендатор просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права и обязать администрацию принять решение и совершить действия по реализации этого права. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сославшись на то, что арендуется часть помещения и не сформирован самостоятельный объект. Суд кассационной инстанции отменил акты и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что судам надлежит оценить возможность формирования самостоятельного объекта. Как следует из Постановления ФАС СЗО от 10.03.2011 по делу N А56-95597/2009, арендатор обратился с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) в реализации преимущественного права и понуждении заключить договор купли-продажи. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования полностью. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы КУГИ и поддержал требования общества, указав, что:
  • а) по делу установлена возможность формирования отдельного объекта;
  • б) Законом N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права покупки помещения субъектами малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или нет на кадастровый учет арендуемый этими субъектами объект недвижимости;
  • в) доказательств невозможности формирования спорной площади в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено.
Как видно, суд кассационной инстанции указал, что именно на КУГИ лежало бремя доказывания невозможности формирования отдельного объекта и что для реализации преимущественного права не имеет значения отсутствие кадастрового учета арендуемой части. Однако как примирить свободу волеизъявления собственника и реализацию преимущественного права арендатора на часть помещения, если долевой выкуп всего неразделенного помещения невозможен? Очевидно, можно опереться на то, что одним из участников рассматриваемых имущественных отношений, в том числе по разделу помещения, является публичный субъект. Во-первых, деятельность публичных образований в качестве субъектов гражданских правоотношений хотя и осуществляется на равных началах и они руководствуются правилами для юридических лиц, но все же "если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (). Выступающие от имени публичных субъектов органы действуют "в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (). Как известно, основной задачей органов власти является реализация законодательства, исполнение государственных функций. Поэтому публичные образования хотя и участвуют в частных отношениях на равных началах, но с учетом особого содержания деятельности публичных субъектов. Это мнение косвенно подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации о специфике участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 297-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации". Во-вторых, в подпункте 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации устанавливается в качестве основной цели. Одной из форм поддержки является предоставление преимущественного права в соответствии с Законом N 159-ФЗ - при этом перечень оснований для отказа в реализации преимущественного права Законом N 159-ФЗ ограничен и не содержит такого основания, как нежелание собственника обособлять в принципе обособляемую арендуемую часть помещения. В-третьих, упомянутое в пункте 8 вышеназванного информационного письма N 134 условие о наличии возможности формирования обособленного помещения явно подразумевает техническую возможность обособления (что отражено и в названных постановлениях ФАС СЗО), а не возможность получения согласия собственника. В противном случае ВАС РФ привязал бы возможность реализации преимущественного права непосредственно к усмотрению органа власти. Наконец, коль скоро публичные субъекты участвуют в гражданских отношениях по общему правилу на равных основаниях, к соответствующим отношениям с их участием применим и институт злоупотребления правом (). Если реализация права собственности публичного субъекта путем усмотрения в вопросе раздела помещения направлена на лишение арендатора преимущественного права, такое право собственника не подлежит защите. Аналогичная позиция - отказ в защите прав публичного образования как собственника в связи со злоупотреблением правом ввиду неучета социальной значимости отношений - была уже сформулирована ВАС РФ, что дополнительно подтверждает наличие актуальных, значимых для правоприменения особенностей участия публичных субъектов в имущественных отношениях. См.: пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации". Пока в арбитражной практике мало примеров воплощения подобного подхода. Например, в решении по делу N А56-33851/2012 суд указал, что ввиду отсутствия возможности выкупа помещения в долевую собственность (поскольку в аренду сдана лишь часть помещения) и вследствие отказа комитета в обособлении части помещения и в реализации преимущественного права общества на приобретение части помещения общество было лишено предусмотренного Законом N 159-ФЗ права по основаниям, которые данный Закон не содержит. Таким образом, имеются необходимые предпосылки для дальнейшего развития практики применения Закона N 159-ФЗ в ситуациях, когда имеется фактическая возможность обособления арендуемой малым или средним предприятием части помещения и отсутствует возможность выкупа всего такого помещения соарендаторами в долевую собственность. Необходимо найти баланс между соблюдением преимущественного права и прав публичного субъекта как собственника. Простое применение выводимого из статей 209 и 214 ГК РФ правила о невозможности раздела помещения вопреки желанию собственника означает фактическое освобождение публичного субъекта от обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим особые имущественные отношения по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.

Халимовский Ю.А., кандидат юридических наук, доцент юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".
Нечаева Ю.В., студентка 4-го курса юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".

Для открытия торговой точки предприниматель должен арендовать нежилое помещение. В случае аренды государственных объектов арендатор может выполнить приватизацию, что сделает его полноценным владельцем помещения. Но как осуществляется приватизация нежилых помещений? Что говорит об этом закон? И какие для этого нужны документы? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.

Можно ли приватизировать нежилое помещение, что говорит закон?

Нежилым помещением называют такой объект недвижимого имущества, который предназначен для коммерческих и технических целей. Нежилое помещение может использоваться в качестве торговой точки, склада, производственного строения и так далее.

Нежилое помещение может находиться как в частной, так и в государственной собственности, а по закону любое частное или юридическое лицо может приватизировать такое строение. Основными регулирующими законами являются ФЗ №159, ФЗ №178, 217 статья Гражданского кодекса, Жилищный кодекс и так далее.

Основные способы приватизации :

  • Приватизация нежилого помещения.
  • Проведение приватизационного аукциона.
  • Приватизация жилой квартиры с последующим её переводом в нежилой объект. О том, мы уже писали в отдельной статье.

Перевод в собственность является платной операцией, а сама приватизация осуществляется согласно специальной процедуре.

Обратите внимание, что в случае приватизации жилых помещений частным лицам предоставляется льгота, согласно которой приватизация может осуществляться на бесплатной основе, оплачиваются только и некоторые документы. Однако это правило не распространяется на случай приватизации нежилых помещений.

Как приватизировать нежилое помещение в многоквартирном жилом доме?

Если человек арендует какое-либо нежилое помещение, например чердак, в многоквартирном неприватизированном доме более 3 лет, то он может его выкупить и перевести в частную собственность. Как приватизировать чердак над своей квартирой .

Некоторые важные моменты :

  • Юридический статус арендаторов значения не имеет (то есть это могут быть как частные, так и юридические лица).
  • Стоимость выкупа равна полной кадастровой стоимости объекта.
  • Если после выкупа хозяин планирует изменить назначение объекта (например, хочет переделать склад в торговую точку), то в таком случае необходимо сначала получить разрешение всех жильцов многоквартирного дома.

Порядок действий

Для оформления воспользуйтесь следующей инструкцией :

  1. Соберите документы и напишите заявление . Передайте эти бумаги в муниципалитет.
  2. Теперь органы самоуправления должны назначить заседание , чтобы рассмотреть заявление и вынести своё решение. Срок рассмотрения и проверки документов — не более 30 дней с момента получения бумаг.
  3. В случае успеха комиссия производит оценку кадастровой стоимости объекта . После определения цены заявитель должен выкупить объект согласно его кадастровой стоимости либо единым платежом, либо в рассрочку (в случае рассрочки заявителю также придётся погашать проценты).
  4. Оформление постановления о переводе помещения в частную собственность . После получения первого платежа муниципалитет обязан составить составить данный документ. Срок составления — не более 2 месяцев.
  5. В конце человек должен обратиться в Росреестр для регистрации имущественных прав . Основные документы — заявление, личный паспорт или регистрационное свидетельство (в зависимости от юридического статуса заявителя) + муниципальное постановление. После этого сведения о правах собственности должны быть внесены в Росреестр в течение 30 дней, а по завершении регистрации человек должен получить свидетельство на право собственности на нежилое помещение.

Документы

Для обращения в муниципалитет нужно подготовить следующие документы :

  • Паспорт и его копия.
  • Учредительные документы (в случае юридических лиц).
  • Копия договора аренды нежилого помещения.
  • Технический паспорт объекта или выписка из ЕГРН.
  • Некоторые другие документы в особых случаях.

Сроки и стоимость оформления

Стоимость приватизации напрямую зависит от кадастровой цены объекта, однако обычно стоимость находится в пределах от 5 до 10 тысяч рублей. Обратите внимание, что заявителю также придётся заплатить 1.000 рублей за внесение сведений в Росреестр. Если вы не знаете, где посмотреть кадастровую оценку квартиры, .

Приватизация нежилого помещения является платной операцией.

Срок оформления составляет не более 4 месяцев :

  • Рассмотрение документов — до 1 месяца,
  • Кадастровая оценка, оплата обязательных платежей и оформление постановления — до 2 месяцев,
  • Получение выписки из ЕГРН — до 1 месяца.

Передача в собственность через аукцион

Также приватизировать нежилое помещение можно и с помощью аукциона. Аукцион представляет собой специальные торги, в которых может принять участие любой желающий ИП или юридическое лицо, а победителем объявляется тот участник, который предложил самую большую цену. В большинстве случаев торги проходят в онлайн-режиме с помощью специальных торговых площадок.

Инициирование аукциона осуществляется в таких случаях :

  • Инициатор является арендатором, однако срок аренды составляет менее 3 лет.
  • Инициатор не является арендатором, однако нежилой объект не эксплуатируется.

Алгоритм действий

Давайте теперь узнаем о том, как происходит оформление нежилого помещения в собственность с помощью аукциона :

  1. Инициатор аукциона посещает муниципалитет и пишет заявление на открытие публичных торгов по поводу того или иного нежилого помещения.
  2. После этого муниципальные органы должны вынести своё решение относительно заявления в течение 30 дней.
  3. В случае успеха муниципалитет проводит оценку рыночной стоимости объекта для определения начальной цены. Также органы местного самоуправления должны опубликовать сведения о предстоящем аукционе в местных СМИ (обычно и в печатных, и в электронных), а первая публикация должна состояться минимум за 30 дней до проведения аукциона.
  4. В назначенное время открываются публичные торги. Чтобы принять участие в них, ИП или юрлицо должно зарегистрироваться на аукционе, назвать свою цену и внести предварительный платёж в размере 10% рыночной стоимости объекта.
  5. После этого происходят торги, а победителем считается лицо, которое предложило самую высокую плату за объект. Длительность торгов обычно составляет 30 дней (хотя встречаются также 45-дневные, 60-дневные и другие аукционы). Все проигравшие лица получают обратно свои десятипроцентные взносы.
  6. В конце победитель должен перечислить на счёт муниципалитета денежную сумму, которая равна его максимальному предложению. При этом рассрочка в случае аукциона запрещается.
  7. После внесения денег в течение 2 месяцев муниципалитет вручает победителю постановление. Человеку нужно отнести это постановление в Росреестр, чтобы поставить свою недвижимость на учёт, а спустя 30 дней после передачи бумаг человеку должны вручить свидетельство о праве собственности.

Документы

Документы для приватизации через аукцион :

  • Инициатор торгов предоставляет: заявление на инициацию торгов, личный паспорт и учредительные документы (в случае юрлиц), а также квитанцию, которая подтверждает оплату десятипроцентного платежа.
  • Участник торгов : заявление на участие в торгах, паспорт и учредительные документы (для юрлиц), а также квитанцию об уплате обязательного платежа.
  • Победитель торгов после перечисления всей суммы должен также передать в муниципалитет подтверждающую квитанцию. Для регистрации сведений в Росреестре победитель должен предоставить паспорт и/или учредительные документы, постановление муниципалитета о приватизации + квитанцию об оплате госпошлины.

Стоимость и сроки

Стоимость такой приватизации напрямую зависит от ставок других участников торгов, а также от рыночной стоимости объекта, которая признаётся в качестве начальной цены. Также победителю торгов придётся заплатить дополнительно 1.000 рублей за регистрацию сведений в ЕГРН.

Длительность приватизации в таком случае будет составлять порядка 6 месяцев или даже больше :

  • Рассмотрение заявления, публикация сведений о предстоящих торгах, проведение аукциона, регистрация в ЕГРН — по 1 месяцу.
  • Составление приватизационного постановления — до 2 месяцев.

Как оформить в собственность нежилое помещение?

Существует ещё один способ приватизации нежилых объектов. Этот способ подойдёт только в том случае, если вы проживаете в государственном жилом помещении на основании договора социального найма.

Осуществляется такая регистрация в два или три этапа :

  1. Жилое помещение приватизируется всеми жильцами, которые проживают в этой квартире на основании договора социального найма. Куда идти приватизировать квартиру .
  2. Приватизированное жильё получает статус нежилого объекта. При этом собственниками признаются все бывшие жильцы.
  3. Если вы являетесь третьим лицом, то в конце вы можете купить у собственников нежилой объект или получить его во временное пользование на основании договора аренды.

Также следует учитывать, что приватизация будет иметь смысл только в следующих случаях :

  • Все жильцы согласны с переводом квартиры в частную собственность, а в случае отказа хотя бы одного из жителей приватизация не проводится.
  • После приватизации собственниками станут все жильцы, поэтому вам придётся либо выкупить их доли, либо получить их согласие на перевод помещения в нежилой объект.
  • Квартира располагается либо на первом этаже, либо над другими нежилыми помещениями.
  • Квартира допускает сооружение дополнительного внешнего входа.

Если объект будет использоваться в качестве торговой точки или увеселительного заведения, то необходимо предварительно получить согласие соседей на такое соседство.

Договор передачи жилого помещения в собственность граждан и его образец

Чтобы оформить квартиру в собственность, жильцы должны заключить с муниципалитетом договор передачи жилого помещения в собственность. Образец договора .

Делается это так :

  • Сначала инициатор приватизации должен получить письменное согласие всех жильцов квартиры. Если в квартире проживает несовершеннолетний гражданин, то необходимо также получить разрешение органов опеки по месту жительства.
  • После этого инициатор должен собрать следующие документы — заявление, письменное заявление всех участников приватизации, паспорта жильцов + копия договора социального найма. , можно узнать на нашем ресурсе.
  • Потом нужно подать документы в органы местного самоуправления. Срок рассмотрения — не более 30 дней. В случае одобрения все жильцы должны посетить муниципалитет, чтобы подписать приватизационный договор.
  • В конце вы должны подать сведения в Росреестр для получения выписки.

Процедура регистрации нежилого помещения