Институт присяжных заседателей был введен. Институт суда присяжных заседателей

С.Э. ЛИБАНОВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университета Институт присяжных заседателей - специфический институт народовластия, не обладающий организационной самостоятельностью, одновременно являющийся общественным контрольно-надзорным элементом судебной системы, в развитии которого заинтересовано как гражданское общество, так и государство.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 342:347.471

Страницы в журнале: 34-37

С.Э. ЛИБАНОВА,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университета

Институт присяжных заседателей - специфический институт народовластия, не обладающий организационной самостоятельностью, одновременно являющийся общественным контрольно-надзорным элементом судебной системы, в развитии которого заинтересовано как гражданское общество, так и государство.

Ключевые слова: присяжные заседатели, институт прямого народовластия, общественные контрольно-надзорные функции.

Сconstitutionals institution straight democracy - jury trial

Institution of jury trial is a specific institution of democracy, it has not organization independence, it is a public organ of control and supervision of judicial system, in its development has interesting as civil society, also state to become a legal.

Keywords: jurymen, institute of direct democracy, public control-supervising functions.

В плане научного анализа реализации функций общественного надзора над обеспечением конституционных прав и свобод человека особый интерес представляет контрольно-надзорный квазиинститут гражданского общества - единственный институт, уполномоченный государством реализовывать функцию общественного контроля над отправлением правосудия в уголовном судопроизводстве, - суд присяжных заседателей (суд присяжных).

С момента принятия Судебных уставов 1864 года, вводивших на территории России суды присяжных заседателей, споры о данном правовом институте не утихают. Высказываются мнения о том, что он не нужен России, предлагается его реформировать, что обусловливает особую актуальность научного изучения, а главное - определение его правового статуса.

Суд присяжных занял достойное место в русской общественной жизни и обеспечил рост интереса народа к суду и правосудию. Именно с появлением в России суда присяжных актуальное значение приобрела проблема социальной справедливости, суд перестал быть отделенным от народа чиновничье-бюрократическим учреждением. Вместе с другими судебными установлениями того времени он был ликвидирован после Октябрьской революции 1917 года и отсутствовал в России 76 лет. Его возрождение произошло на основании Закона РФ от 16.07.1993 № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судопроизводстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Упразднение судов присяжных заседателей противоречит конституционному принципу народовластия и значительно ограничивает функцию реализации демокурии (народонадзора; от лат. kurij - надзор и democ - народ) институтов гражданского общества над обеспечением системой публичной власти конституционных прав и свобод человека. В демокурии, и даже демоконтроле, особенно нуждается именно судебная власть, уполномоченная конституционно народом России не только охранять и защищать конституционные права человека, но и восстанавливать их, в том числе в публичных спорах с органами исполнительной власти, проявляя независимость от них, несмотря на бюджетное финансирование и централизованное назначение судей.

Создание для общества реальной возможности осуществлять надзор над органами государственной власти есть определяющий принцип в системе реализации демократических механизмов в стране. Все чаще появляются научные публикации о необходимости общественного контроля над деятельностью власти, констатируется отсутствие законодательства и дефицит научных публикаций о значимости, роли, сущности и содержании общественного контроля. Следует отметить, что нет законодательной базы, опираясь на которую можно определить хотя бы контуры системы органов общественного контроля и их полномочия.

Научно обоснованная квалификация функций института присяжных заседателей позволит определить его правовой статус. Обратимся к трудам М.А. Шафира, исследовавшего понятие контроля. По его мнению, орган, осуществляющий надзор, не может сам ни отменить незаконный акт, ни наказать преступника, ни тем более давать оперативные указания по устранению обнаруженных нарушений. Контроль заключается в прямом вмешательстве контролирующих в деятельность контролируемых, в том числе посредством принятия обязательного для подконтрольного органа акта.

Полагаем, что в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека полномочиями по надзору над их соблюдением обладают в той или иной мере все органы государства и даже некоторые институты гражданского общества, а контрольные функции чаще всего осуществляют только специализированные государственные органы. В основу такого разделения положен результат реализации полномочий: для контрольных - окончательность и обязательность указаний, обеспеченная силой государства; для надзорных - предварительность и рекомендательность, требующая для реализации наличия властных полномочий. Следовательно, общественного контроля над обеспечением конституционных прав и свобод, исходя из результата, не существует, так как у институтов гражданского общества отсутствуют властные полномочия, а власти, основанной на знании права, уже не достаточно для восстановления нарушенного права. Среди негосударственных субъектов системы обеспечения конституционных прав и свобод нет ни одного, наделенного государством контрольно-надзорными функциями и властными полномочиями в предлагаемом понимании «контроля и надзора за обеспечением конституционных прав и свобод», обладающего правом дачи обязательных указаний для проведения проверки и отстранения от должности чиновника, нарушающего конституционные права и свободы. Весь контроль над обеспечением конституционных прав сконцентрирован у государственных чиновников, фактически лишенных надзора со стороны общества. Исключение составляет исследуемый квазиинститут гражданского общества - суд присяжных.

В связи с тем что суд присяжных заседателей не имеет внутренней организационной самостоятельности и финансовой независимости, как, например, адвокатура, признанная институтом гражданского общества, его нельзя причислить к категории институтов гражданского общества в классическом виде. Но следует отметить, что присяжные заседатели обладают процессуальной независимостью и не являются государственными служащими, а сам суд присяжных заседателей - органом государственной власти.

Данную специфическую структуру можно определить как важнейший демократический институт народовластия, осуществляющий контрольно-надзорные функции над отправлением правосудия в Российской Федерации в настоящее время только по уголовным делам. Это гарантия, которую государство предоставило гражданскому обществу при вынесении приговоров по преступлениям, предусматривающим наиболее строгое наказание, в наибольшей степени ограничивающее права и свободы человека. Признавая суд присяжных специфическим квазиинститутом гражданского общества, следует подчеркнуть его прямую связь с демократией и расширением правового статуса гражданина, наделенного полномочиями по отправлению правосудия, осуществляющего власть (в данном случае судебную) не через избираемые им органы, а напрямую, что считается высшим проявлением демократии.

Для определения правового статуса суда присяжных заседателей, отражающего его сущность, необходимо обратиться к пониманию данного института с позиции назначения и роли, отведенной ему Конституцией РФ и регламентированной отечественной системой права. В Конституции РФ суд присяжных упоминается неоднократно. Конституционные положения получили развитие в статьях 5 и 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьях 10, 15, 28 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Полагаем, что суд присяжных не является органом государственной власти, наделенным полномочиями в особом порядке, осуществляющим единственную функцию - вынесение вердикта. Это специальный институт гражданского общества, контролирующий отправление правосудия. Присяжные заседатели, имея полномочия по принятию вердикта, разрешая дело по существу, обладают признаками органов судебной власти, осуществляющих государственные задачи по отправлению правосудия. Наличие функции общественного контроля подтверждается тем обстоятельством, что только присяжные вправе признать подсудимого виновным. Вердикт присяжных о невиновности обязателен для судьи, т. е. в данном случае они наделены властными полномочиями. Функция общественного надзора реализуется судом присяжных при признании подсудимого виновным и постановлении судом обвинительного приговора. Исключение составляют случаи, когда судья выносит оправдательный приговор вопреки обвинительному вердикту, который не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления (ч. 4 ст. 348 УПК РФ). Вопрос о признаках преступления перед присяжными не ставится, так как они не решают правовых задач. Таким образом, вердикт присяжных выступает особым видом заключения контрольно-надзорного элемента судебной системы, реализующего в зависимости от вида принятого решения либо контрольные, либо надзорные функции, а сам суд присяжных

является квазиинститутом гражданского общества, выполняющим контрольно-надзорные функции в судебной системе.

Формальное провозглашение прав и свобод личности не имеет практической значимости без наличия цельного и эффективного механизма, обеспечивающего гарантированную Конституцией РФ возможность их реализации. Защита прав и свобод граждан возможна лишь при наличии развитой системы конституционно-правовых гарантий, включающей деятельность не только государственных правоохранительных институтов, но и независимых профессиональных правовых правозащитных институтов гражданского общества. Это концептуальное положение отличается от точки зрения некоторых ученых, проводящих государственные исследования, полагающих, что государство (его органы) выступает единственным гарантом защиты прав и свобод личности.

Введение суда присяжных в той или иной стране всегда ассоциировалось с демократическими реформами, гражданину предоставлялось право на участие в осуществлении правосудия. К сожалению, в России наметилась недемократическая тенденция на вытеснение народного представительства из уголовного судопроизводства. Народное правосознание оказалось гуманнее, мягче профессиональных установок судей. Предпринимаются попытки отменить суд присяжных, существенно сократить его подсудность. Прокуратура настаивает на изъятии из компетенции суда присяжных определенных категорий дел. В основе таких предложений лежат доводы о том, что присяжным трудно разобраться в делах, где речь идет о несоблюдении специальных профессиональных правил, должностных правомочий или совершении особо опасных преступлений. Принятие таких предложений повлечет устранение общественного контроля над законностью в деятельности судей и поставит оценку компетенции

суда присяжных в зависимость от тяжести преступлений, рассматриваемых судом. Экспериментальное рассмотрение дела о хищении в особо крупных размерах показало, что присяжные без особого труда разбираются и в таких делах. История повторяется. В конце 1880-х годов в России функционировала комиссия Муравьева, разработавшая ряд законодательных актов, получивших название «контрреформа». Они коснулись и деятельности суда присяжных, из подсудности которого были исключены дела о государственных, должностных и других преступлениях. Доклад Победоносцева императору Александру III содержал формулировки: «ликвидировать несменяемость судей», «устранить публичность по ряду дел», «принять решительные меры к обузданию адвокатского произвола», «отделаться от суда присяжных». Аналогичные признаки контрреформы наблюдаются в настоящее время. Федеральный закон от 30.12.2008 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» значительно ограничил круг вопросов, разрешаемых присяжными заседателями. Представляется, что нет оснований для сокращения компетенции присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве.

Несовершенство законодательства, регулирующего судопроизводство с участием присяжных заседателей, не является поводом для ликвидации демократического института, наделенного контрольно-надзорными функциями над отправлением правосудия по уголовным делам. Этот уникальный институт можно и нужно совершенствовать. Ликвидировав суд присяжных, гражданское общество лишится очень важного инструмента контроля над правосудием.

Суд присяжных по гражданским делам допускается в странах с англо-американской системой права. Представляется целесообразным и логичным ввести суд присяжных в России по делам о трудовых спорах, разделе имущества, сделкам с недвижимостью.

Законы, созданные государством и им же применяемые без активного взаимодействия с гражданскими объединениями, привели к формированию репрессивного характера правоприменения, заложенного в возможности неоднозначного толкования многих законодательных положений. Одной из причин этого является односторонний характер разработки многих основополагающих законов, принятых без участия широкой общественности. Но даже наличие совершенных законов не является гарантией обеспечения конституционных прав человека, так как большую роль играет складывающаяся правоприменительная практика, определяющая эффективность деятельности контролирующих органов с позиции соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Отсутствие действенного конституционного контроля и надзора над такими явлениями рано или поздно порождает полный произвол и беззаконие, незащищенность прав граждан. С течением времени именно чиновники начинают представлять главную опасность для человека, злоупотребляя имеющейся властью, и даже для государства, приводя к его разрушению. Самыми наглядными примерами этого в XX веке стали тоталитарные режимы в Германии и СССР. В США, Великобритании, Канаде, Австралии, где существовала система так называемого общего права и независимая адвокатура, удалось избежать глобальных нарушений прав человека, и прежде всего массового уничтожения людей.

Таким образом, институт присяжных заседателей является специфическим конституционным институтом народовластия, не обладающим организационной самостоятельностью, одновременно определяемый нами как общественный контрольно-надзорный элемент судебной системы, в развитии которого заинтересовано как гражданское общество, так и государство для становления его де-факто правовым.

Библиография

1 См.: Либанова С.Э. Конституционно-правовые основы деятельности адвокатуры в обеспечении прав и свобод человека в Российской Федерации: Моногр. - Курган, 2010. С. 241.

2 См.: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы). - Ростов н/Д, 2002; Васличев С.Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. - М., 2000; Охрана труда в Российской Федерации: Новое законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор: Науч.-практ. комментарий. - М., 2003; Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. - Саратов, 2003; Орлов А.В. Недостатки законодательства об общественных объединениях // Юрист. 2004. № 2; Тихомиров Ю.А. «Закон о законах» - координатор законопроектной деятельности в государстве // Там же. 2005. № 1.

3 См.: Шафир М.А. Компетенция СССР и союзных республик. - М., 1968. С. 208-209.

4 См.: Либанова С.Э. Указ. раб. С. 242.

5 См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. - М., 2005. С. 226.

7 См.: Немытина М.В. Суд в России. Вторая половина XIX - начало XX в. - Саратов, 1995. С. 70-102.

8 См.: Либанова С.Э. Указ. раб. С. 245.

Поделитесь статьей с коллегами:

уголовный процесс

criminal procedure

Мамедов Рамил Ягубович

ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация:

в данной статье рассматривается институт присяжных заседателей в российской судебной системе. Дается краткая историческая характеристика, а также характеристика современного применения данного института. В связи с предложениями о расширении применения суда присяжных заседателей автор высказывает свои мысли по данному вопросу.

Ключевые слова:

суд, судебная система, присяжные заседатели, районный суд, уголовный процесс, правосудие, реформа.

Mamedov Ramil Yagubovich

JURY TRIAL IN RUSSIA: HISTORICAL OVERVIEW AND CONTEMPORARY DEVELOPMENT

this article considers jury trial in the Russian judicial system. The author gives a brief historic overview as well as an overview of contemporary condition of jury trial. Due to recent propositions of expanding functioning of jury trial on all levels of judicial system, the author expresses several ideas, concerning the problem.

court, judicial system, jury trial, district court, criminal procedure, justice, reform.

Долгое время суд присяжных заседателей не играл особой роли в российской системе правосудия. Положение начало меняться в марте 2015, когда Верховным Судом Российской Федерации были опубликованы «Предложения о расширении применения института присяжных заседателей». Уже в 2016 году президент РФ В. В. Путин

предложил распространять суд присяжных до уровня районных судов, чтобы предоставить как можно большему числу граждан выбрать именно такую форму правосудия. При этом, глава государства отметил, что в районных и городских судах число присяжных заседателей следует сократить с двенадцати до шести.

Разумеется, высказанное предложение о расширении применения суда присяжных следует оценить положительно, несмотря на весьма неоднозначное восприятие этого института в нашей стране. Впервые о внедрении суда присяжных в российскую систему правосудия заговорили еще в начале правления Екатерины II, в 1767 году, но до реализации дело не дошло. В 1809 году граф М.М. Сперанский предлагал произвести эту реформу уже Александру I. Справедливости ради, суд присяжных заседателей упоминается также в программных документах декабристов - и в «Конституции» Н.М. Муравьева, и в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Словом, прогрессивность и благотворность суда присяжных заседателей в России тогда была понятна абсолютно всем, даже людям, придерживавшихся полярных взглядов. После Николаевской Реакции, продлившейся тридцать лет, перед императором Александром II встала задача проведения масштабных реформ во всех сферах жизни личности, общества и государства. Естественно, обойти стороной судебную систему он не мог. Судебная реформа 1864 года стала, своего рода, водоразделом, после которого вся система российского правосудия была перестроена по западному образцу. Именно тогда впервые появляются такие ее элементы, без которых уже не мыслима судебная система: принцип состязательности сторон, принцип гласности, принцип открытости и устности, в уголовный процесс было введено судебное следствие и т.д. Тогда же появляется и суд присяжных заседателей. Коллегия присяжных заседателей созывалась для рассмотрения тяжких уголовных дел. Она состояла из двенадцати человек и заседала при судейской коллегии в составе

трех человек. В целом, следует отметить, что период со второй половины XIX века и до 1917 года - это расцвет российского уголовного процесса. Именно тогда появляются имена выдающихся адвокатов и прокуроров - Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, А.Ф. Кони, А.С. Зарудный и проч. Самые резонансные уголовные дела рассматривались именно с участием присяжных заседателей.

Так дело обстояло до 1917 года, когда ВЦИК издал Декрет о суде №1, в соответствии с которым суд присяжных заседателей полностью упразднялся. Лишь с возникновением нового, современного российского государства суд присяжных заседателей вновь появляется в системе правосудия. Однако прошло уже более четверти века, а суд присяжных заседателей все еще играет вспомогательную роль в судебной системе. Многие до сих пор к этой форме правосудия относятся скептически.

По нашему мнению, можно только приветствовать более активное применение суда присяжных, так как это гарантирует соблюдение целого ряда норм Конституции Российской Федерации. В частности, принципа непосредственного участия граждан в отправлении правосудия . В этом смысле, мы склонны согласиться с мнением А.И. Насонова, что «суд с участием присяжных заседателей - это организационно - правовая форма проявления милосердия со стороны государства» . Не говоря уже о том, что суды с участием присяжных заседателей выносят оправдательные вердикты в 80 раз чаще, чем профессиональные судьи . Более того, суды присяжных заседателей повышают общую правовую грамотность населения, что нашему обществу необходимо как воздух.

Вместе с тем, определенные предложения, высказанные в связи с расширением применения суда присяжных заседателей, вызывают вопросы.

Так, например, предложение об уменьшении количества числа присяжных с двенадцати до шести нам представляется ошибочным.

Ведь в таком случае увеличивается риск вынесения несправедливых вердиктов. Кроме того, прозвучало предложение о формировании смешанной коллегии присяжных заседателей, в которой будет, по меньшей мере, один профессиональный судья. Данное предложение также не выдерживает критики. Фактически, будет нарушена сама природа суда присяжных заседателей. В том-то и суть этого института, что в коллегию присяжных входят самые обыкновенные граждане. Не стоит забывать, что сам этот институт возник в Древней Греции именно с целью предотвращения произвола властных структур.

Помимо вышеуказанных вопросов имеются также и сложности технического характера. Большинство городских и районных судов, на которые теперь распространяется ФЗ от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», просто не располагают возможностью проводить судебные заседания с участием присяжных заседателей. Нет ни помещения, ни людей для этого. Не говоря уже о том, что многие городские и районные судьи вообще не имеют представления о том, как проводить подобные процессы.

Тем не менее, самым принципиальным вопросом остается один: где и как набирать людей в коллегию присяжных заседателей?

В силу все той же правовой неграмотности простые граждане панически боятся судов и потому наотрез отказываются без лишней надобности приходить в суд. Скорее всего в районах и небольших городах состав присяжных заседателей будет состоять из пенсионеров, домохозяек, безработных. Работающие люди будут всячески избегать этой «почетной обязанности», по той причине, что их просто не отпустят с работы. Однако, что еще хуже, в силу их низкой правовой грамотности, этим людям также присуща аморфность, низкая ответственность за судьбу подсудимого и проч.

Поэтому, хотя мы горячо приветствуем расширение применения института присяжных заседателей по всей нашей стране, необходимо сперва решить ряд важных вопросов, а на это могут уйти годы. Требуется полностью переоснастить здания городских и районных судов с выделением нескольких специальных залов для проведения судебного заседания с участием суда присяжных заседателей, совещательных комнат с раздельным туалетом, буфета и т.д. На данный момент в районных и городских судах всего этого просто нет.

Требуется провести массовые курсы повышения квалификации, дабы подготовить районных и городских судей к проведению судебных заседаний с участием присяжных заседателей, ведь для них это абсолютное новшество. Иначе благое начинание весьма быстро превратится в бардак.

Ну и наконец, необходимо разработать механизм отбора граждан для участия в составе коллегии присяжных заседателей. Безусловно, это должны быть самые обыкновенные граждане, но они также должны представлять разные слои общества, иметь разные мировоззрения. Все это послужит более полному и внимательному рассмотрению дела, а также вынесению справедливого решения. В конце концов, число 12, хоть и не является обязательным и смысл его, во многом, символический, но оно также позволяет собрать людей с самыми разными взглядами на жизнь и опытом, что послужит главной цели этой формы правосудия - объективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Насонов А.И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей. Судебная власть и уголовный процесс. Воронеж, 2015.

3. Ежов С. Возвращение «кивал». Новые известия. 2015.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrja 1993 goda.

2. Nasonov A.I. O reformirovanii suda s uchastiem prisjazhnyh zasedatelej. Sudebnaja vlast" i ugolovnyj process. Voronezh, 2015.

3. Ezhov S. Vozvrashhenie «kival». Novye izvestija. 2015.

Мамедов Рамил Ягубович

преподаватель филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (г. Тихорецк)

Мамедова Любовь Александровна

судья Тихорецкого районного суда Краснодарского края (г. Тихорецк)

ЗАКОННОСТЬ УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация:

в данной статье высказаны суждения по отдельным ошибкам, совершаемым в ходе досудебного производства по уголовным делам, о законности способов их устранения, о влиянии их на принятие окончательного решения по делу, о необходимости дополнения УПК РФ самостоятельной нормой, регулирующей исправление описок, опечаток и арифметических ошибок.

Ключевые слова:

ошибки в уголовном судопроизводстве, устранение ошибок, описок, арифметических ошибок, юридические последствия ошибок.

Mamedov Ramil Yagubovich

Lecturer of the branch of "Kuban State University" in Tikhoretsk (Tikhoretsk)

Mamedova Liubov Aleksandrovna

judge of the Tikhoretsk District Court

LEGALITY OF CORRECTING MISTAKES IN THE CRIMINAL PROCEDURE

the given article represents several opinions on certain mistakes that are common in pre-trial procedures on criminal cases, on the legality of correcting these mistakes, on their influence on the final judgement in the case, on necessity of adding a new article regulating correction of mistakes, misprints and arithmetical mistakes to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation.

mistakes in criminal procedure, correcting mistakes, misprints, and arithmetical mistakes, legal consequences of mistakes.

УДК 343.115

А.А. Поддубняк

ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ: РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Суд присяжных выступает особой формой судебного разбирательства, где помимо состава суда, в который входят судьи - профессионалы, присутствуют также и присяжные заседатели, которые совместно с судьей призваны осуществлять функцию правосудия. Во всех случаях решения присяжные принимают независимо от точки зрения профессиональных судей в отношении конкретного дела. Вопрос деятельности суда присяжных в уголовном процессе является весьма актуальным, так как он является дополнительной гарантией защиты прав подсудимого. Уголовно-процессуальный закон имеет ряд неточностей относительно деятельности системы суда присяжных, что говорит о необходимости его более точного законодательного регулирования. Автором рассматриваются исторические аспекты возникновения суда присяжных в России, причины расширения данного института и проблематику данного вопроса, опираясь на внесенные в законодательство изменения, которые вступят в законную силу в 2017-2018 гг. Кроме того, отмечены последствия таких изменений для Республики Крым.

Ключевые слова: суд присяжных, присяжные заседатели, правосудие, уголовный процесс, федеральный закон.

А.А. Poddubnyak THE JURY COURT: EMPOWERMENT

The jury acts as a special form of trial, where in addition to the composition of the court, which includes judges - professionals, there are also jurors with a judge called upon to exercise the function of justice. In all cases, the decision of the jury is taken regardless of the point of view of professional judges in respect of the particular case. The question of the jury in the criminal process is very important, as it is an additional guarantee of protection of the rights of the defendant. Criminal procedure law has a number of inaccuracies regarding the activities of the jury system, suggesting the need for more precise legal regulation. The author discusses the

historical origin of trial by jury in Russia, the reasons for the expansion of this institution and the problems of this issue, based on the legislated changes that will come into force in 2017-2018 in addition, the above mentioned consequences of such changes for the Republic of Crimea.

Keywords: jury, jurors, justice, criminal procedure, Federal law.

В правовом демократическом государстве в основу положен принцип соблюдения гражданами, должностными лицами и государственными органами законов, нормативно-правовых актов и, в обязательном порядке, принятие решений и осуществление действий на основе права. В реальной жизни несоблюдение данного принципа порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие .

Независимая судебная власть является одной из фундаментальных основ демократического правового государства. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей. Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве. Суд присяжных своим появлением сменил действующий судейский произвол старорежимных монархий в Европе, что породило, в свою очередь, повышение уровня демократизации.

История суда присяжных в России началась с 1864 г. и действовала до 1917 г. Суд с участием присяжных заседателей как форма организации суда впервые получила нормативное закрепление в России в 1864 г. в Уставе уголовного судопроизводства и в Учреждении судебных установлений как часть демократических реформ Александра II. Целью появления данного института было обеспечение участия общества в осуществлении правосудия и независимости суда в целом при постановлении приговора. Институт суда присяжных на протяжении многих лет проходил этап возрождения после его упразднения в 1917 г. Первым шагом было вынесение постановления «О концепции судебной реформы в РСФСР» в 1991 г. Это постановление впервые давало право гражданам на рассмотрение дела

в суде присяжных в случаях, установленных законом. Реальный шаг к введению суда присяжных был сделан в 1993 г. с принятием Конституции РФ, когда в качестве эксперимента он был введен в ряде регионов .

В первые годы применения системы суда присяжных в Российской Федерации шли дискуссии по поводу неэффективности и отмены данного суда из-за большого количества оправдательных приговоров, процент которых составлял более сорока от общего количества уголовных дел. И по мнению общественности, такой исход дел не мог соответствовать действительности, что ставило под сомнение правильность вердикта присяжных.

Проанализировав судебную практику последних лет, отметим, что отмена приговоров в большинстве случаев происходит, в том числе, и из-за нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, а именно, неверного формирования вопросов в вопросном листе, незаконного воздействия на присяжных заседателей, высказывание судьей собственного мнения в отношении конкретного преступления, которое могло повлиять на мнение присяжных и так далее.

Президент страны В.В. Путин в 2015 г. во время своего выступления на съезде судей Российской Федерации отметил «неэффективность» судебной системы в части применения института суда присяжных, закрепив это статистическими данными, согласно которым количество дел, рассмотренных судом присяжных в 2014 г., составило в 1,5 раза меньше. В связи с этим подчеркнул необходимость расширения применения этого института. Прежде всего, такое решение связано с развитием демократических начал, гражданского общества и правового государства в России. Однако, при этом, необходимо помнить об экономической составляющей данного вопроса. Данная реформа и идея расширить институт суда присяжных будет очень сложно воплотить в жизнь в районных судах, где залы судебных заседаний элементарно не оборудованы для размещения присяжных заседателей в помещении. Нельзя забывать и о том, что каждый присяжный заседатель должен быть обеспечен жильем, защитой и компенсацией за время, потраченное на судебное заседание. И это только малая часть возникающих вопросов в экономическом и материальном плане обеспечения реформы.

Конечно, последняя из описанных проблем была частично решена в связи с сокращением числа присяжных. При этом В.В. Путин от-

мечает, что нет никакой связи между количеством присяжных заседателей и справедливостью вынесенного вердикта. Поэтому, снижение количества присяжных пойдет только на пользу судебной системе.

23 июня 2016 г. был подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ). Согласно данному федеральному закону, в региональных судах коллегии присяжных сокращаются до восьми человек. Зато судьи из народа появятся в районных судах, где будут введены коллегии присяжных из шести человек. Предполагается, что сокращение количества присяжных в коллегиях поможет быстрее сформировать «народный суд»1. Напомним, по старым правилам коллегия присяжных заседателей может рассматривать дела лишь на региональном уровне. Именно это до сих пор существенно ограничивало компетенцию судов присяжных. Теперь все будет иначе.

Во время обсуждения реформы суда присяжных было представлено немало предложений. Одним из них были направлены в Госдуму Федеральной палатой адвокатов России. Было предложено ввести административную ответственность для кандидатов в присяжные, которые без достаточных оснований не являются в суд для формирования коллегии, и уголовную ответственность для тех кандидатов в присяжные, кто скрывает данные о себе, например, о судимости и иные сведения, что лишают права возложить на себя обязанности данного субъекта. Данное положение позволило бы в дальнейшем избежать грубейшего нарушения уголовного процесса, такого как вынесение незаконного решения суда.

Федеральный закон № 190-ФЗ позволит в будущем укрепить статус суда присяжных в качестве основного звена судебной системы, максимально приблизить общество к судопроизводству, увеличить уровень демократизма в стране, повышение уровня гласности правосудия; наиболее полная реализация конституционного права гражданина на осуществление правосудия в случаях, установлен-

1 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.

ных федеральным законодательством. В пояснительной записке к проекту федерального закона говорится следующее: «Законопроект направлен на расширение применения института присяжных заседателей в целях дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости

правосудия и доверия общества к суду», - говорится в пояснитель-

ной записке1.

Изменения коснулись и Федерального закона «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 5 мая 2014 г. № 91-ФЗ. В частности, статья 7 теперь предусматривает начало функционирования суда присяжных в Крыму с 1 июня 2018 г.2

Таким образом, расширение института суда присяжных, несомненно, является положительным шагом, который приведет к активному развитию демократических начал в стране и обеспечит доверие народа к российскому судебному производству и справедливости вынесенного судебного решения.

Список использованной литературы

1. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. для вузов / Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. - 3-е изд., изм. и доп. - М. : Эксмо, 2006. - 448 с.

2. Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность / А.Д. Попова // Российская юстиция. - 2010. - № 5. - С. 56-59.

1 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 авг. 2004 г. № 113-Ф3 [Электронный ресурс] // ИЯЬ: https://www.lawmix.ru/law_project/7439.

2 О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Рес-

публики Крым и города федерального значения Севастополя: федер. закон от

Поддубняк Анна Александровна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 295007, Российская Федерация, г. Симферополь, Республика Крым, проспект академика Вернадского, 4, е-mail: [email protected].

Information about the author

Poddubnyak, Anna A. - PhD in Law, Senior Lecturer of the Criminal Procedure and Criminalistics Department, Tavricheskaya Academy of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, 4 Prospectus of Academician Vernadsky, 295007, Simferopol, the Republic of Crimea, Russian Federation, е-mail: [email protected].

Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2016 год их уровень составил лишь 0,36%.

В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2018 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.

Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.

Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.

В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.

Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.

В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.

Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.

Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

Статус присяжного: минусы и плюсы

Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.

Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:

  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.

Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.

Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.

В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.

Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.

Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.

Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:

  • 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
  • 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.

Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.

Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется . Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.

К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:

  • Факт совершения преступления;
  • Причастность и вина подсудимого в преступлении;
  • Заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.

Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.

При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.

Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.

Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.

Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.

Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей. Суд присяжных заседателей способствует повышению общественного доверия системе российского правосудия.

При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Приложение

Введение

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

В пяти регионах России (Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) рассмотрение дел с участием коллегии присяжных предусмотрено с 1 ноября 1993 г., в четырех (Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях) - с 1 января 1994 г.

В настоящее время отношения с участием присяжных заседателей регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Следует отметить, что обвиняемые достаточно широко используют предоставленное им право на рассмотрение дел судом присяжных и, как свидетельствует судебная практика, число ходатайств обвиняемых в рассмотрении их дел по новой форме судопроизводства постоянно увеличивается.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что порядок рассмотрения дел председателями суда присяжных - важная процедура, имеющая свои нюансы, которые требуют четкого понимания.

Цель работы: рассмотреть институт присяжных заседателей.

Задачи работы: определить права, полномочия и обязанности присяжных заседателей.

Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство, регулирующее проведение и рассмотрение дел присяжными заседателями.

Объектом являются преступления, рассматриваемые судами присяжных и принятие решений, рассматривающихся по данным делам.

Глава 1. Понятие присяжного заседателя

Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Согласно УПК РФ присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Закон о судебной системе включает в структуру правосудия, осуществляемого федеральными судами общей юрисдикции и арбитражными судами, деятельность представителей населения.

Следует отметить, что Конституция РФ называет только одну категорию представителей населения, призванных участвовать в правосудии, - присяжных заседателей.

Закон «О судебной системе Российской Федерации» расширяет круг этих участников и законодательно закрепляет возможность участия представителей населения в арбитражном судопроизводстве, рассматривая тем самым деятельность арбитражных судов как одно из проявлений правосудия. Восполняя пробел Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Закон о судебной системе устанавливает, что все представители народа при осуществлении правосудия, как и судьи, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

В законе о судебной системе указывается, что требования к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия, порядок их привлечения к этой деятельности и правовое положение определяются федеральным законом. Однако это не значит, что весь комплекс организационных и процедурных вопросов решается единственным законодательным актом.

Участие граждан в отправлении правосудия может реализовываться в различных процессуальных формах. Причем организация этого участия характеризуется нормами, определяющими: требования к представителям населения, которые призываются к непосредственному выполнению функций судебной власти; процедуру их наделения судейскими полномочиями; права и обязанности этих лиц при отправлении правосудия; их материальное обеспечение и государственную защиту.

Представителями населения, которые привлекаются в установленных законом случаях к непосредственному осуществлению правосудия, являются присяжные, арбитражные и народные заседатели. Их правовое положение определяется в настоящее время Законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации", федеральными законами "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", УПК РФ, федеральными законами "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", ГПК РФ, АПК РФ, Федеральным законом "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", указами Президента РФ и некоторыми другими нормативными актами (в частности, Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", УК РФ, КоАП РФ и др.).

Участие присяжных заседателей осуществляется при отправлении правосудия в судах общей юрисдикции.

Их деятельность по рассмотрению в судах первой инстанции уголовных и гражданских дел (ст. 20, ч. 5 ст. 32, ст. 47, 123 Конституции РФ; п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ и др.) представляет собой выполнение гражданского долга и служит реализации начала коллегиальности правосудия. Обеспечение их участия в функционировании органов судебной власти служит залогом ее демократичности, представляет одно из проявлений социального контроля за законностью и справедливостью деятельности судей.

Вместе с тем, указание Закона о судебной системе на выполнение судебными заседателями гражданского долга при исполнении обязанностей в суде означает их ответственность за данную деятельность как носителей судебной власти при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает, что уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, по ходатайству обвиняемого рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30) в тех субъектах Федерации, в которых уже созданы и действуют суды с участием присяжных заседателей.

Народными заседателями являются представители народа, наделенные в порядке, установленном законом, полномочиями для осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда первой инстанции, исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.

Присяжными заседателями являются представители народа, наделенные в установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия по уголовным делам в составе коллегии присяжных заседателей и исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. Так, народным заседателем может быть каждый гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 25 лет. Кандидаты в народные заседатели должны отвечать нравственным требованиям, предъявляемым к судьям.

Какие-либо ограничения права граждан Российской Федерации на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям по действующему законодательству не допускаются. Ограничения права граждан на участие в отправлении правосудия могут быть установлены только федеральным законом.

Не должны привлекаться к осуществлению правосудия в качестве народных заседателей:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

3) лица, замещающие государственные должности категории "А", предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

4) прокуроры, следователи, дознаватели;

5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Согласно Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 20, 47, 123).

К числу присяжных заседателей относятся граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Присяжные заседатели отбираются из числа граждан Российской Федерации, достигших возраста 25 лет и отвечающих ряду иных требований.

Списки присяжных заседателей - общий и запасной - ежегодно составляются местной администрацией, действующей на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общий список включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной работы суда. Их число должно примерно соответствовать числу жителей каждого района, города, края, области.

Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Отбор кандидатов в присяжные заседатели производится из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. При этом одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Закон предусматривает также возможность исключения из списков присяжных заседателей. Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, не позволяющих лицу быть присяжным заседателем;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то на все время рассмотрения дела в суде. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Глава 2. Права присяжных заседателей

Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:

1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели не вправе:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

3. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 УПК.

4. Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.

Оплата труда и возмещение расходов присяжного заседателя специально гарантируются государством. Присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников этих организаций и учреждений.

Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения обязанностей в суде не допускается.

Деятельность присяжного заседателя всемерно защищается государством. Его личность и участие в отправлении правосудия ограждаются от преступных посягательств уголовным законом и иными нормами.

Глава 3. Полномочия и обязанности присяжных заседателей

От народных заседателей присяжные заседатели отличаются объемом и содержанием своих полномочий. Основное отличие состоит в том, что они принимают решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. При этом они должны ответить на вопросы:

· Доказано ли, что деяние имело место?

· Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

· Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

В вопросный лист могут быть добавлены и другие имеющие отношение к обстоятельствам дела вопросы.

В напутственном слове председательствующий приводит содержание обвинения, уголовного закона, напоминает об исследованных доказательствах, излагает позиции сторон, разъясняет присяжным заседателям правила оценки доказательств, порядок совещания, напоминает им их обязанности, после чего присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Совещание проводится под руководством старшины присяжных заседателей. После завершения обсуждения, старшина проводит голосование по вопросам и ведет подсчет голосов. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если в ходе совещания возникнет необходимость в дополнительных разъяснениях по поставленным вопросам, то присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина обращается к председательствующему с соответствующей просьбой.

При совещании присяжных заседателей должна соблюдаться тайна: присутствие в совещательной комнате иных лиц, кроме коллегии присяжных заседателей, не допускается. Присяжные заседатели должны стремиться к принятию единодушных решений. Если через 3 часа не удается достигнуть единодушного решения, то решение принимается голосованием. Ответы присяжных заседателей на вопросы вносятся старшиной в вопросный лист. Вопросный лист подписывается старшиной и непосредственно передается председательствующему.

Глава 4. Суд присяжных: за и против

присяжный заседатель суд уголовный

Бентам (английский философ и правовед) утверждал, что суд присяжных - это «суд, пригодный для варваров, но недопустимый у нас». По мнению Гросса, «девяносто процентов всех практиков-юристов и большая часть образованной публики убеждены в том, что достоинства суда присяжных ничтожны, а опасность его для правосудия огромна». А. Вах заявлял, что «если бы хотели учредить премию за изобретение самой плохой формы суда, то эту премию получил бы изобретатель суда присяжных.

Впервые суд присяжных появился в России в 1864 году. В 1922 году из законодательства страны Советов положение о нем было исключено. В 1991 году Верховный Совет РСФСР обсудил предложенную Ельциным концепцию судебной реформы, важнейшим элементом которой должно было стать возвращение суда присяжных. В 1993г вступил в действие закон “О суде присяжных”.

Многие юристы-практики выступают против него, как изжившего себя института, дорогого и излишне эмоционального. В суде присяжных я вижу две группы основных недостатков - это либо относительная неэффективность, высокая стоимость процессов с участием присяжных, громоздкость и медлительность, либо это недостатки, ставящие под сомнение способность присяжных - группы непрофессиональных судей - принимать должные решения по делам.

Коллегия присяжных создается искусственно на непродолжительное время из незнакомых друг другу людей. Цель этой группы - принятие социально справедливого, морально безупречного решения по конкретному уголовному делу, но коллективная выработка решения осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности, часто под значительным прессом общественных настроений, конкретных лиц. Психологическая устойчивость, способность присяжных к самостоятельным суждениям в этих условиях - немаловажный фактор их деятельности.

Как свидетельствует практика, вердикты присяжных зависят и от случайных факторов. Присяжные заседатели вправе признать человека невиновным, не смотря на доказанность события преступления. Так, по делу Красниной, обвиняемой в умышленном убийстве своего сожителя (Ивановская область), присяжные заседатели решили: «Не виновна, хотя и совершила». Очевидно, на их вердикте сказались данные о личности потерпевшего, о его издевательствах над подсудимой и т.п. А в Московской области по делу П., получившего взятку в размере 1500 долларов США, присяжные, признав это доказанным, сочли подсудимого невиновным, так как у него больная жена.

Помимо этого, есть возможность надавить на жалость и действительно виновный человек может не понести заслуженное наказание. Например, на первом в Челябинской области судебном процессе с участием присяжных заседателей, слушание которого началось 17февраля 2003г, 26 февраля вынесен оправдательный приговор. Подсудимый Евгений Слабочков обвинялся в двойном убийстве. За это преступление Слабочков мог получить от 8 до15 лет заключения, однако присяжные сочли его вину недоказанной. Подсудимый был освобожден в зале суда.

Но мне кажется, что в нашей стране нет достаточной почвы для развития института присяжных, так как в России нет четко выраженного среднего класса, из представителей которого в основном и формируется состав присяжных заседателей. У многих людей ярко выражена ненависть к богатым и удачливым, что может отразиться на объективности решения.

Присяжные - это обычные люди со своими жизненными проблемами. Вот вызывает судья отобранных по жребию присяжных в суд 60 человек, чтобы отобрать из них 14. А приезжает всего 20 человек, в основном пенсионеры и безработные. Отсеяли тех, кто не проходит по цензу, осталось 14. Выбирать уже и не из кого. Процесс сорван. В следующий раз, чтобы подстраховаться, судья вызывает 150 человек. А ведь всем им надо оплатить дорогу, проживание, питание. А деньги это не малые. Но страшнее другое, процесс отбора присяжных может затянуться на месяцы, в то время как ожидающий суда томится под стражей. Это тоже существенный недостаток данного института.

Я думаю, что введение этого нового института правосудия не решает (а даже усугубляет) проблему искоренения судебных ошибок. В современном уголовном судопроизводстве по многим уголовным делам (особенно по экономическим преступлениям) предмет доказывания настолько сложен, что требует не только специальных познаний в области права, но и немалого опыта правоприменительной деятельности. А присяжные, как правило, люди некомпетентные в таких вопросах, поэтому их решение не может быть грамотным.

На мой взгляд, недопустима полная передача решения основного вопроса уголовного дела людям, не обладающим ни профессиональным опытом, ни чувством служебного долга. Уже все признали ошибочность и вредность тезиса, что государством может управлять «кухарка», и тем не менее многие хотят заставить ее вершить правосудие по наиболее сложным уголовным делам. Ведь никто не спрашивает совета у не медиков, как лечить тяжело больного человека, а некоторые хотят допустить решение судьбы человека (как правило, социально тяжело больного) исключительно судьями-непрофессионалами. Где гарантия, что сами судьи-присяжные психически здоровы, дееспособны и социально здоровы, несут в себе социально полезные критерии? А принимая во внимание уровень правовой культуры нашего населения можно предположить, что в решениях суда присяжных скорее будет сказываться «не знаю», чем «не виновен», а приговоры суда присяжных будут таковы, что по ним скорее можно умозаключить о нежелании вовсе «судить», нежели о желании правильно «рассудить». Да и на мой взгляд, осуществлять такой важный процесс, как правосудие, то есть решать судьбы людей, должны не какие-то там дилетанты, а профессионалы.

Итак, ещё один минус института присяжных - низкий уровень правовой сознательности наших граждан. Как мы видим, порой присяжные оправдывают тех, кто явно заслуживает наказания. Да что говорить - юристы порой ошибаются, а чего можно ждать от граждан без юридической квалификации, которым обвиняемый в убийстве или изнасиловании поплачется, они и пожалеют.

Хотя, ошибки при вынесении решений допускают и профессиональные судьи. В самом деле, с медлительностью, громоздкостью и дороговизной суда можно смириться ради достижения подлинной независимости судей и объективности решений. Суд присяжных имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными для нас формами правосудия. Это и большая коллегиальность, и независимость, объективность, беспристрастность присяжных, и большая состязательность процесса. Он дополнительно гарантирует независимость судей от различных органов и лиц, увеличивает доверие народа к суду, подчеркивает его беспристрастность (особенно по отношению к органам государственной власти), способствует более взвешенному, детальному исследованию обстоятельств дела, стимулирует состязательность судебного процесса, а значит, и вынесение более объективного судебного решения, отвечает «широкому» подходу к пониманию права, которое не обязательно совпадает с законами, соответствует общемировым и русским традициям.

Как показало проведенное недавно социологическое исследование, лишь 30 процентов опрошенных выразили доверие к системе российского правосудия. В суде присяжных очень важно то, что они в сознании граждан олицетворяют надежную гарантию справедливого и гуманного отношения к обвиняемому. Виновность или невиновность человека определяют рядовые граждане, а это важный фактор доверия. Суд присяжных является ярко выраженным показателем принципов демократии, при которой права и свободы человека являются высшей ценностью для государства. И при введении этого института правосудие будет наиболее справедливым.

Помимо этого, здесь удается сберечь беспристрастность - у судьи обвинительный уклон, на него давит прокурор, у обоих, возможно, какие-то интересы. А присяжных не будут беспокоить ведомственные отчетные показатели, но лишь судьба подсудимого. Вклад народных представителей в судебный поиск истины состоит не более и не менее чем в свежем взгляде, не замутненном функциональной позицией. Суд присяжных более независим. теоретически на присяжных можно оказать давление, но всю коллегию из 12 членов не купишь.

Заключение

В данной курсовой я рассмотрела суд присяжных заседателей, как институт правоохранительной деятельности, обозначила актуальность, рассмотрела цели и задачи, изучила объект исследования.

Глава 1 данной курсовой работы содержит понятие присяжного заседателя, и перечисляются требования, предъявляемые к присяжному заседателю.

В главе 2 рассказывается о правах и обязанностях присяжных заседателей.

Главе 3 я уделила особое внимание, если первые две главы содержат общие положения о суде присяжных, то 3 глава отражает мое мнение о присяжных заседателях, как об институте правоохранительной деятельности, раскрывает недоработки, содержащиеся в законодательной сфере этой направленности.

В данной главе я рассмотрела преимущества и недостатки суда присяжных и пришла к выводу, что недостатки все же оказались весомей преимуществ и я считаю что существует необходимость отменить данный правовой институт. На мой взгляд, правосудие должен единолично осуществлять компетентный, имеющие профессиональные навыки, судья.

Список источников и литературы

Источники:

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Закон о судебной системе РФ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ с последними изменениями на 8 июня 2012 года.

4. Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года №3132-1 с последними изменениями на 10 июля 2012года.

5. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. В.И. Радченко - М.: Издательство Норма, 2008 г.

6. ФКЗ «О военных судах РФ» принят 23 июня 1999г. №1-ФКЗ. С изменениями на 1 января 2012 года.

7. Закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" принят 20 августа 2004г.

Литература:

1. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: История и современность. Ростов Н/Д, 2001 г.

2. Галустян, А.П. Правоохранительные органы. 2008 г.

3. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2009 г.

4. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью // Российская юстиция. № 1, 2008 г.

5. Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 2007 г.

6. Яковлев М.Р. Судопроизводство. // Российская юстиция. 2008 г.

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия и допуск лиц к рассмотрению судом конкретного уголовного дела. Права, полномочия и обязанности присяжных заседателей и распространение на них неприкосновенности судей.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    История формирования суда присяжных в Российской Федерации. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей. Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию. Отбор кандидатов в присяжные заседатели.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2009

    Понятие суда присяжных. Предварительное слушание и отбор присяжных заседателей. Основные правила оценки доказательств. Особенности оправдательного приговора. Сущность принципа презумпции невиновности. Особенности разбирательства дела в суде присяжных.

    реферат , добавлен 29.11.2015

    Общая характеристика суда с участием присяжных заседателей как форма осуществления правосудия. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей и особенности решений, выносимых судом. Пример постановления о прекращении уголовного дела.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Причины негативного отношения к институту суда присяжных. Институт оправдания как неотъемлемая составляющая уголовного процесса. Факторы, отрицательно влияющие на судопроизводство с участием присяжных заседателей. Аргументы неэффективности суда присяжных.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    История возникновения института суда присяжных заседателей. История суда присяжных в России. Признаки суда присяжных, процедура рассмотрения дел: подготовительная часть, формирование коллегии, совещание. Проблемы и противоречия суда присяжных в России.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Изучение происхождения суда присяжных и его становления в РФ. Обзор специфики судебного разбирательства уголовных дел с участием присяжных заседателей. Анализ порядка отбора присяжных заседателей, их прав и обязанностей, плюсов и минусов суда присяжных.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Становление и развитие суда присяжных заседателей как элемента системы общего права. Модели суда присяжных заседателей в мире. Развитие суда присяжных в период 1864-1917 годов. Современная практика деятельности суда присяжных заседателей в России.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2016

    Процесс возникновения и становления суда присяжных в России и в европейских странах. Суд присяжных заседателей в современных условиях российской действительности. Роль адвоката в суде с участием присяжных заседателей и собенности его деятельности.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2007

    Судопроизводство в суде с участием присяжных заседателей. Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда.