Гражданское неповиновение. Фундаментальные исследования

Одним из методов ненасильственной борьбы является гражданское неповиновение.

Идея гражданского неповиновения была введена в политическую мысль Давидом Торо почти 150 лет назад. С тех пор гражданское неповиновение рассматривалось как: а) одно из средств выражения гражданами своего несогласия с властями, 6) механизм разрешения конфликтов между гражданами и государственной властью демократического общества, в) выражение меньшинством своего несогласия с большинством.

Концепция гражданского неповиновения получила значительное развитие в фундаментальной книге Джона Ролза «Теория справедливости». По Ролзу, гражданское неповиновение - это «публичное, ненасильственное, сознательное и при этом политическое действие, в котором нарушается закон с целью изменения закона или государственной политики» . Гражданское неповиновение представляет собой временную, публичную и демонстративную приостановку обычно принимаемых правил и норм (законов). Оно имеет смысл лишь при условии, что в обществе сформировалось некое согласие относительно действующих правил и норм (законов) и обычно они всеми исполняются.

Может показаться неожиданным, но право на гражданское неповиновение вытекает из принципа справедливости. Принцип справедливости предполагает добровольное и всеобщее согласие членов сообщества: только те принципы общественной жизни справедливы, которые складываются в процессе свободного и критического общественного обусждения. Несправедливость по отношению к кому-либо означает игнорирование его в качестве равного члена сообщества. Никакое общество, и демократическое общество не составляет исключения, не является совершенно справедливым. Но недостатки в общественной организации не могут быть оправданием для того, чтобы пользоваться ими в частных интересах и в этом смысле в ущерб обществу .

Этого, указывает Ролз, не допускает «естественная обязанность гражданственности», повелевающая подчиняться несправедливым законам в той мере, в какой они не выходят за определенные границы справедливости. Если невозможно гарантировать, что существующие законы справедливы по отношению ко всем, бремя несправедливости должно быть равномерно распределено между всеми группами общества. На этой естественной обязанности гражданственности основывается взаимное доверие в обществе.

Но подчинение граждан демократической власти не безусловно. Власть, основанная на волеизъявлении большинства, не гарантирована от несправедливости. Проблема заключается в том, как примирить верность общественному порядку и чувство несправедливости, или, если выразить это словами Ганди, как примирить лояльность с верностью правде, или с сатьяграхой .

Гражданское неповиновение представляет собой одну из форм протестного общественного противостояния наряду с другими, такими, как законные демонстрации, намеренное нарушение закона с целью создания судебных прецедентов, насильственное, в частности вооруженное, сопротивление и др. Гражданское неповиновение является формой демократической оппозиции и возможно на базе социальной модели открытого общества. Согласно этой модели, социальные институты являются продуктом социального творчества и их рациональные изменения обсуждаются в терминах их соответствия не только конституционному порядку, но и актуальным целям и потребностям граждан.

Для Ролза очевидно, что гражданское неповиновение не имеет смысла в закрытом обществе, в котором власть носит авторитарный и тем более диктаторский характер. Не имеет смысла гражданское неповиновение и против власти, легитимированной на основе божественного закона и против правителя, который мыслится как наместник Бога. У подданных такого правителя есть только одно право - право прошения. Они не могут претендовать на то, чтобы быть равными правителю как избраннику Бога; они взывают к правителю, они могут даже думать, что правитель не всегда прав, но у них нет ни права, ни возможности поправить своего правителя.

Ситуация совсем иная в демократическом обществе как системе, обеспечивающей сотрудничество равных. Здесь несправедливость означает нарушение чьих-либо прав, а гражданский долг включает обязанность защищать права, гарантированные конституцией. Гражданское неповиновение дает возможность противостоять несправедливости во имя закона. Оно предполагает практические принципы, следуя которым, можно выражать свое несогласие с законной властью с помощью средств, противоречащих отдельным конкретным законам, но соответствующих духу законодательства.

В демократическом обществе гражданское решение не подчиняться ведет к конфликту обязанностей: право защищать личные интересы и сопротивляться несправедливости приходит в противоречие с обязанностью признавать законы, принятые законодательным большинством.

Гражданское неповиновение может быть прямым, когда граждане не повинуются опротестовываемому закону, и косвенным, когда граждане не повинуются иным законам. Нарушение не всех законов уместно даже при самых решительных акциях гражданского неповиновения. Например, неразумно и просто опасно протестовать против законов о порядке дорожного движения путем нарушения правил дорожного движения.

По своей природе акции гражданского неповиновения являются: а) политическими - адресованными правящему большинству, б) публичными - адресованными общественности и осуществляемыми общественностью открыто и искренне, в) ненасильственными - подтверждающими уважение к данной политической системе в целом.

Как бы ни была прекрасна сама идея гражданского неповиновения с прагматической точки зрения, как средство политического протеста оно при одних обстоятельствах может быть разумным и обоснованным, а при других - неуместным.

Во-первых, в той мере, в какой гражданское неповиновение апеллирует к общественному чувству справедливости, оно оправдано, если направлено против случаев серьезного и очевидного для всех нарушения базовых принципов, например лишение меньшинства каких-то гражданских или экономических прав. Наоборот, акции гражданского неповиновения окажутся неэффективными, если они направлены против таких государственных решений или новых законов, ограничивающее действие которых по отношению к базовым правам неочевидно для общественного мнения.

Во-вторых, гражданское неповиновение оправдано в ситуациях, когда другие средства политической борьбы оказались нерезультативными. В той мере, в какой гражданское неповиновение рассматривается как крайнее средство, нужно быть точно уверенным, что оно совершенно необходимо. Однако даже тогда, когда гражданское неповиновение отвечает формальным условиям успешности, оно не будет действительно успешным, если правящее большинство определенно выбрало тактику несправедливого и враждебного отношения к меньшинству.

В-третьих, гражданское неповиновение оправдано, если оно не ведет к серьезным социальным беспорядкам и не подрывает эффективность справедливой конституции и уважение к правопорядку.

Таковы основные положения концепции гражданского неповиновения, как она сформулирована Ролзом.

Ролз разрабатывал свою концепцию гражданского неповиновения в определенной исторической ситуации и конкретном политическом контексте, когда движение за гражданские права в США составляло часть ежедневных сводок новостей, а мощные кампании сатьяграхи в Индии, вдохновленные Ганди, были недавней историей.

Гражданское неповиновение Ролз рассматривал как оружие борьбы в демократическом обществе. Следует ли отсюда, что в недемократическом обществе, в котором нет легитимной, т.е. демократически принятой, конституции, нет места и для гражданского неповиновения?

А если есть, то в чем будет оправданность гражданского неповиновения в условиях отсутствия демократии?

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства. Акции гражданского неповиновения могут носить прямой (неисполнение опротестовываемого закона) и непрямой (неисполнение иных законов) характер. Идея гражданского неповиновения была сформулирована Г. Торо в эссе “О долге гражданского неповиновения” (1849), в котором он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства. Действенность гражданского неповиновения была продемонстрирована в многочисленных кампаниях протеста в 20 в. (в частности, М. Ганди, М. Л. Кинга).

Философско-политическое обоснование гражданского неповиновения в рамках теории конституционной демократии было предложено Дж. Роулзом, который рассматривает гражданское неповиновение как одну из форм демократической оппозиции публичной воле, утверждаемой на основе мажоритарного принципа. Гражданское неповиновение возможно лишь в условиях той социальной модели, которую принято называть открытым обществом (К. Поппер) и согласно которой социальные институты рассматриваются как продукты человеческого творчества, а их сознательное изменение обсуждается в терминах пригодности для достижения человеческих целей и намерений. Концепция гражданского неповиновения явно или неявно основывается на предположении, что представляет собой систему кооперации между равными и ущерб, нанесенный каким-то членам сообщества вследствие существующего порядка, дает им требовать соответствующего изменения порядка и добиваться этого изменения всеми допустимыми в рамках самого порядка средствами. Гражданское неповиновение представляет собой один из способов разрешения естественно возникающего в демократически организованном обществе противоречия между обязанностью гражданина подчиняться законам, принятым законодательным большинством, с одной стороны, и его правом отстаивать свои свободы и нравственной обязанностью противостоять несправедливости-с . Гражданское неповиновение-это сопротивление несправедливости способами хотя и противоречащими закону, но находящимися в рамках законности. По смыслу действия-это обращенное к чувству справедливости большинства сообщества заявление о несогласии с нарушением принятых принципов социальной кооперации. Как политическое действие гражданское неповиновение адресовано большинству, удерживающему , и оправдывается принципами, регулирующими конституцию и другие социальные институты. В этом плане представляет собой неповиновение (отдельному) закону при верности законодательству и принципу верховенства права. Как публичное действие гражданское неповиновение не только адресовано общественности, но и совершается публично; в нем участвуют открыто и честно. Как ненасильственное действие оно выражает принятие политической системы и признание справедливости других. Гражданское неповиновение следует отличать от отказа по убеждениям, посредством которого проявляется всего лишь личная человека, но не протест против существующего порядка.

Социально-политические характеристики гражданского неповиновения обусловливают принципиальные основания для оправдания конкретных акций гражданского неповиновения: они а) действенны лишь в случаях серьезного нарушения основных свобод каких-либо меньшинств, которое чаще всего очевидно для всех; б) имеют политический в ситуации, когда оказались безрезультатными корректно использованные другие средства политической борьбы; в) оправданны при условии, если их осуществление не сопряжено с ущемлением свобод других граждан или девальвацией доверия к закону и конституции, а также не ведет к такому общественному беспорядку, который способен подорвать существующий конституционный строй.

Лит.: Опыт ненасилия в XX в.: Социально-этические очерки. М., 1996; Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995, с. 326-343; Zinn H. Disobedience and Democracy. N. Y., 1968; Sharp G. The Dynamics ofNonviolent Action, v. 1-3. Boston, 1973.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ" в других словарях:

    Гражданское неповиновение действие политического характера, умышленное преступление закона с целью привлечения общественного мнения к проблеме и требования к законодательным органам внесения изменений в законодательство. Представляет собой… … Википедия

    - (civil disobedience) Политическая акция неповиновения властям на основе моральных принципов. Термин впервые использован Генри Торо в памфлете О долге гражданского неповиновения (On the Duty of Civil Disobеdience , 1849). Наиболее известным… … Политология. Словарь.

    Гражданское неповиновение - (англ. civil disobedience) отказ группы лиц или населения какой либо местности от выполнения распоряжений властей в знак протеста против определенных действий или бездействия гос ных органов … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - разработанная М. Ганди тактика протеста, характеризующаяся организованным несоблюдением определенного закона с целью привлечь внимание к его несправедливости и спровоцировать власти к применению крайних мер. Г.н. сочетается с ненасилием и… … Юридическая энциклопедия

    Гражданское неповиновение - политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства, одна из форм оппозиции в демократическом обществе. По смыслу действия Г.н. представляет собой… … Педагогический терминологический словарь

    Публ., Полит. Демонстративный отказ населения или группы лиц от выполнения распоряжений властей в знак протеста против каких л. их действий. Мокиенко 2003, 63 … Большой словарь русских поговорок - – индивидуальные или массовые действия, связанные с выражением протеста по отношению к существующему порядку, отдельным законам, тем или иным политическим лидерам или официальным политическим акциям со стороны властей, рассматриваемым носителями… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - (civic dicobedience) открытое действие(я) преднамеренного правонарушения с целью привлечения общественного внимания к предполагаемой незаконности отдельных актов или к их нравственной неоправданности. Термин был введен Генри Дэвидом Торо (1817… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Уолден, или Жизнь в лесу. Генри Дэвид Торо (обзор) , Том Батлер-Боудон. Книга «Уолден, или Жизнь в лесу» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное. Генри Дэвид Торо в 1849 году написал эссе «Гражданское неповиновение»… электронная книга

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства. Акции гражданского неповиновения могут носить прямой (неисполнение опротестовываемого закона) и непрямой (неисполнение иных законов) характер. Идея гражданского неповиновения была сформулирована Г. Торо в эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849), в котором он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства. Действенность гражданского неповиновения была продемонстрирована в многочисленных кампаниях протеста в 20 в. (в частности, М. Ганди, М. Л. Кинга).

Философско-политическое обоснование гражданского неповиновения в рамках теории конституционной демократии было предложено Дж. Роулзом, который рассматривает гражданское неповиновение как одну из форм демократической оппозиции публичной воле, утверждаемой на основе мажоритарного принципа. Гражданское неповиновение возможно лишь в условиях той социальной модели, которую принято называть открытым обществом (К. Поппер) и согласно которой социальные институты рассматриваются как продукты человеческого творчества, а их сознательное изменение обсуждается в терминах пригодности для достижения человеческих целей и намерений. Концепция гражданского неповиновения явно или неявно основывается на предположении, что общество представляет собой систему кооперации между равными и ущерб, нанесенный каким-то членам сообщества вследствие существующего порядка, дает им основание требовать соответствующего изменения порядка и добиваться этого изменения всеми допустимыми в рамках самого порядка средствами. Гражданское неповиновение представляет собой один из способов разрешения естественно возникающего в демократически организованном обществе противоречия между обязанностью гражданина подчиняться законам, принятым законодательным большинством, с одной стороны, и его правом отстаивать свои свободы и нравственной обязанностью противостоять несправедливости - с другой. Гражданское неповиновение - это сопротивление несправедливости способами хотя и противоречащими закону, но находящимися в рамках законности. По смыслу действия - это обращенное к чувству справедливости большинства сообщества заявление о несогласии с нарушением принятых принципов социальной кооперации. Как политическое действие гражданское неповиновение адресовано большинству, удерживающему власть, и оправдывается принципами, регулирующими конституцию и другие социальные институты. В этом плане оно представляет собой неповиновение (отдельному) закону при верности законодательству и принципу верховенства права. Как публичное действие гражданское неповиновение не только адресовано общественности, но и совершается публично; в нем участвуют открыто и честно. Как ненасильственное действие оно выражает принятие политической системы и признание чувства справедливости других. Гражданское неповиновение следует отличать от отказа по убеждениям, посредством которого проявляется всего лишь личная позиция человека, но не протест против существующего порядка.

Социально-политические характеристики гражданского неповиновения обусловливают принципиальные основания для оправдания конкретных акций гражданского неповиновения: они а) действенны лишь в случаях серьезного нарушения основных свобод каких-либо меньшинств, которое чаще всего очевидно для всех; б) имеют политический смысл в ситуации, когда оказались безрезультатными корректно использованные другие средства политической борьбы; в) оправданны при условии, если их осуществление не сопряжено с ущемлением свобод других граждан или девальвацией доверия к закону и конституции, а также не ведет к такому общественному беспорядку, который способен подорвать существующий конституционный строй.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 549.

Литература:

Опыт ненасилия в XX в.: Социально-этические очерки. М., 1996; Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995, с. 326-343; Zinn Н. Disobedience and Democracy. N. Y., 1968; Sharp G. The Dynamics of Nonviolent Action, v. 1-3. Boston, 1973.

намеренное и организованное осуществление различных противозаконных акций, имеющих, как правило, ненасильственный и массовый характер. Их участники обычно стремятся привлечь общественное внимание к аморальности и несправедливости тех или иных законов, а также деятельности правительства или иных органов власти. Цели акций гражданского неповиновения могут быть разными – от проведения конкретных реформ до низвержения действующего правительства и даже политического строя. Ключевым элементом акций гражданского неповиновения является стремление их участников в полной мере вытерпеть любые последствия своих действий в знак серьезности своих намерений.

Отличаясь от иных форм социального протеста, которые могут включать как пропагандистское, так и силовое воздействие, гражданское неповиновение стремится подорвать или хотя бы поставить под вопрос лояльность и законопослушание граждан. Утверждая право личности отказаться от подчинения аморальным (по мнению участников акций неповиновения) законам или «незаконному» правящему режиму, сторонники этих действий исходят из возможности ситуаций, когда личность права, а правительство – нет. Практика гражданского неповиновения признает как активное нарушение закона, так и пассивное игнорирование его требований, как совершение противозаконных деяний, так и неподчинение общепринятым нормам.

Такое неповиновение законам зиждется на идее, утверждающей, что если законы и иные властные акты являются аморальными, то граждане не обязаны подчиняться им. При этом сторонники этой концепции взывают к «высшей» или «внутренней» истине, которой обладает личность и которая отрицает «рукотворные» законы, лишенные подлинной правомочности. Эта истина якобы позволяет людям не исполнять аморальные постановления власти, которые когда-нибудь в будущем могут быть признаны незаконными, хотя при этом предполагается наличие некоей социальной организации, готовой вынести моральную оценку тем случаям, когда нарушение законов обладает большей ценностью, нежели законопослушание. Концепция гражданского неповиновения широко применялась в международном праве после Нюрнбергского процесса над нацистскими военными преступниками, где и была провозглашена идея неподчинения аморальным законам.

Кроме того, гражданское неповиновение, основанное на личных моральных убеждениях, должно быть публичным актом, который требует общественного признания и поддержки. Организаторы таких акций обычно пытаются сделать их достоянием гласности и склонить общественное мнение к оправданию противозаконных деяний. Гражданское неповиновение может применять разнообразную тактику коллективных действий – массовые митинги, забастовки, бойкоты, чтобы подорвать способность правящего режима обеспечить законопослушание населения. Степень успеха подобных мероприятий в большой степени зависит от того, насколько правительство готово применить насилие или жесткие судебные решения для пресечения вспышек гражданского неповиновения.

Исторические примеры. История изобилует преданиями о людях, которые ценой собственной жизни отказывались подчиниться аморальным, по их представлениям, требованиям. Многие из них остались в безвестности, и остается спорным вопрос, в какой степени страдания, скажем, мучеников за веру можно считать акциями гражданского неповиновения, предпринятыми ради достижения конкретных политических целей.

Ранние христиане также совершили немало актов гражданского неповиновения, ставя требования своей веры выше требований современного им общества. Сполна испытав страдания и пытки, которым они подвергались в эпоху до христианизации Римской империи, христиане утвердили своим примером принцип ненасильственного отказа от исполнения государственных законов. Эта доктрина была впечатляюще описана Блаженным Августином, доказывавшим, что спасения можно достичь лишь строго следуя вечным заповедям Града Господня , даже если при этом человек вступает в конфликт с преходящими законами града земного.

Живший в 19 в. в американском штате Массачусетс Генри Торо стал одним из самых красноречивых пропагандистов идеи гражданского неповиновения. Арестованный в 1846 за отказ платить избирательный налог на том основании, что государство поддерживало институт рабства, он просидел ночь в тюремной камере, пока родственники не уплатили за него штраф. Акция Торо не имела никаких практических последствий, но он счел необходимым выступить против американо-мексиканской войны, в которую, по его мнению, страна ввязалась ради завоевания территории, на которую можно было бы распространить систему рабства. В эссе О долге гражданского неповиновения (1849) Торо утверждал: «Я ни на миг не могу признать своим правительством политическую организацию, которая правит и рабами... Единственное обязательство, которое я могу признать, заключается в том, чтобы во всякое время поступать так, как я считаю правильным». Торо полагал, что люди способны создать «тормозящую силу, чтобы остановить машину» и совершить «мирную революцию».

Взгляды Генри Торо послужили духовным подспорьем для многих политических действий. Сходные идеи проповедовал великий русский писатель Лев Толстой, призывавший людей осознать собственное участие в общественном зле и ненасильственным образом отказать государству в поддержке. Потрясшая в 1905 Российскую империю всеобщая забастовка продемонстрировала революционную силу неучастия, хотя и не была основана на какой-то определенной теории ненасильственных действий. В Великобритании суфражистское движение начала 20 в. использовало гражданское неповиновение в борьбе за избирательные права женщин. Зимой 1914–1915 в Су-Сити (шт. Айова) 83 члена организации «Индустриальные рабочие мира», боровшиеся против ограничений свободы слова, оказались в тюрьме. Многие отправились за решетку, протестуя против запрета уличных митингов.

Благодаря деятельности индийского юриста Мохандаса Ганди, сначала в Южной Африке, а затем в Индии, идеология и практика гражданского неповиновения приобрела массовый характер. Он доказывал, что с помощью акций неповиновения можно излечить социальные язвы, пробудить совесть людей, поднять нравственное самосознание и сосредоточиться на конкретных проблемах в рамках широкой политической борьбы. Несгибаемая моральная принципиальность, сочетавшаяся у Ганди с недюжинным мастерством политика, позволила ему возглавить борьбу Индии за обретение независимости от Британской империи. Прославившись своей приверженностью ненасильственным действиям даже в условиях репрессий со стороны британских властей, Ганди выдвинул учение о сатьяграхе, или «силе правды», которому он придавал значение духовной основы идеологии неучастия. Он призывал к тому, чтобы отдельные люди и целые страны тщательно готовились к принятию основ этого учения. «Чтобы выразить свое несогласие с действиями законодателей, нарушитель закона вправе отказать государству в соучастии, не подчиняясь законам, нарушение которых не является порочным с точки зрения морали», – писал Ганди. Сначала в Трансваале (Южная Африка, в 1906), а затем неоднократно в Индии, Ганди организовал успешные кампании гражданского неповиновения, наиболее заметными из которых были Соляной марш 1930 и антибританская кампания 1942 под лозунгом «Покиньте Индию!».

Идеи Ганди получили распространение в Африке, где политики нового поколения – Кваме Нкрума в Гане, Джомо Кениата в Кении и южноафриканские деятели (Уолтер Сисулу, Нельсон Мандела и Оливер Тамбо) – в конце 1940-х годов выступили с идеями гражданского неповиновения с целью защиты прав мирного населения колоний. Однако Африканский национальный конгресс в ЮАР впоследствии признал вооруженные методы борьбы против апартеида.

В США самым известным примером гражданского неповиновения стало движение за гражданские права 1950–1960-х годов, участники которого применяли метод Ганди в борьбе с расовой сегрегацией и дискриминацией. В отличие от кампаний в Южной Африке и других африканских колониях, целью которых было достижение политической независимости, движение гражданского неповиновения в США апеллировало к Конституции, в частности, к Биллю о правах, гарантировавшему всем гражданам равные права. Священник Мартин Лютер Кинг, ставший «голосом совести Америки», писал: «Очень рано я осознал, что христианская доктрина любви, осуществляемая гандиевским методом ненасилия, является одним из самых мощных орудий, данных негру в борьбе за свободу».

В 1955 26-летний Кинг возглавил бойкот городских автобусов в Монтгомери (шт. Алабама), добиваясь отмены расовой сегрегации на транспорте. Затем он проводил аналогичные кампании по всему американскому Югу и был арестован в Бирмингеме (шт. Алабама), где ответил белым священнослужителям, осудившим антисегрегационные выступления, знаменитым «письмом из бирмингемской тюрьмы». Кинг призывал своих сторонников «не подчиняться законам о сегрегации, потому что они аморальны»; в то же время он отвергал акты антиобщественного поведения, способные привести к анархии. Он полагал, что акции гражданского неповиновения должны демонстрировать «глубочайшее уважение к закону» и быть альтернативой насилию, порожденному ненавистью и отчаянием.

Следуя примеру Кинга, студенчество и молодежь Америки устраивали автобусные «рейсы свободы» и сидячие забастовки в сегрегированных ресторанах, добившись за несколько лет небывалой солидарности. Позиция Кинга в вопросе ненасилия подвергалась критике со стороны экстремистских кругов – партии «Черные пантеры» и мусульманского лидера Малколма Икса, который настаивал, что черные американцы в случае необходимости вправе защищать себя с оружием в руках.

В 1965 американские индейцы начали проводить акции гражданского неповиновения в штате Вашингтон в форме демонстративного лова рыбы в запретной зоне, отстаивая свои исконные права на рыболовство. Эти и подобные им мероприятия продолжались в 1966, в них приняли участие 56 племен, однако Верховный суд не поддержал требований индейцев.

В Судане в марте 1985 вспыхнули волнения, сочетавшие всеобщую забастовку с актами гражданского неповиновения, с целью свергнуть режим президента Джафара аль-Нимейри. Кампанию начали организованные группы служащих, причем некоторые полицейские чины заявили, что не станут исполнять приказы по разгону демонстрантов. Через неделю в результате военного переворота Нимейри был свергнут. В 1993 в ходе крупной кампании гражданского неповиновения в Нигерии миллионы рабочих не вышли на работу, однако их выступление потерпело неудачу после отмены результатов президентских выборов, в которых победил Мошуд Абиола.

Как правило, акции гражданского неповиновения авторитарным режимам редко достигают успеха, если власти полны решимости применять силу для их подавления. На Гаити, к примеру, успех массовых акций неповиновения в 1986, завершившихся отправкой «Беби-Дока» Дювалье в изгнание, был полностью перечеркнут военной диктатурой, которая правила в стране до 1994, когда всенародно избранный президент Жан-Бертран Аристид смог вернуться к власти. В июне 1989 китайские студенты и мирные граждане собрались на площади Тяньаньмынь в Пекине, требуя демократизации страны, но выступление студентов было подавлено властями.

В 1989 в Мьянме (бывшей Бирме) политическая активистка, будущий лауреат Нобелевской премии мира Доу Аун Сан Су Чжи была посажена под домашний арест. Опираясь на свою широкую известность и международное признание, она призывала к сопротивлению военному режиму и продолжала устраивать митинги и демонстрации, невзирая на преследования властей и аресты своих сторонников.

В США к гражданскому неповиновению все чаще прибегали различные группы населения, которые обычно не участвовали в социальном протесте, но затем подхватили эстафету антиядерного и экологического движений и заявили о своих требованиях. Начиная с 1970-х движение за отмену абортов проводило широкомасштабные и неоднозначно воспринятые в обществе акции, блокируя доступ к медицинским учреждениям, где проводились аборты. В ряде случаев противники абортов выбирали ареной своих массовых акций небольшие города, создавая серьезные проблемы для муниципальных властей и привлекая к себе внимание прессы. В ответ на рост насилия, связанного с этими акциями, в 1994 в США были приняты законы, гарантирующие свободный доступ к клиникам.

В 1990 инициативная группа «Американские инвалиды за доступный общественный транспорт» провела в США, участники которой в инвалидных колясках вскарабкались по ступенькам Капитолия. На следующий день более 100 человек сковали в одну цепь свои инвалидные коляски на капитолийской ротонде. 26 июля 1990 Конгресс принял закон гарантировавший инвалидам удобный доступ в общественный транспорт и здания.

Гражданское неповиновение, часто проявляющееся в отказе платить налоги или признавать государственные законы и постановления, в последние годы все чаще практикуется различными движениями, которые считают, что американское правительство превышает свои полномочия, взяв под слишком жесткий контроль повседневную жизнь. Хотя многие из этих групп исповедуют принципы ненасилия и объявляют своими духовными отцами таких мыслителей, как Генри Торо, есть среди них и сторонники вооруженного сопротивления, которые создают замкнутые анклавы, изолированные от общества и живущие по своим внутренним законам. 19 апреля 1995 взрыв офисного здания в Оклахома-Сити антиправительственными экстремистами спровоцировал движение за ужесточение антитеррористических законов.

В последние годы методы гражданского неповиновения стали широко использоваться организаторами «цветных революций» в постсоветских государствах и в ряде случаев привели к свержению правительств в них. При этом теоретики пытаются оградить идею гражданского неповиновения от упреков в ее опасности и использовании в манипулировании обществом, заявляя, что ненасильственное нарушение законов, осуществляемое во имя демократических ценностей, служит укреплению общества. Гражданское неповиновение, по их утверждениям, является мерой зрелости общества, в котором беспрестанные вызовы социальным ценностям и идеям общественного блага является лакмусовой бумажкой и одновременно катализатором плюрализма. А некоторые ученые возвращаются к выдвинутой политологом Ханной Арендт идее дихотомии насилия и власти, где первое выступает в качестве грубого инструмента подавления, а вторая описывает способность людей действовать сообща ради достижения коллективных целей.

С этой точки зрения неповиновение, сохраняющее гражданский пафос, является социально приемлемым, в то время как попытки подорвать самые основы общественной жизни должны быть отвергнуты.

1

В настоящее время в современной культуре все больше появляются противоречия между моральной и правовой оценкой действий, касающиеся акций ненасильственного характера, выражающие протест против политики государственной власти. В данной ситуации можно сказать, что акты гражданского неповиновения, выраженные в форме протеста, возникают вследствие расхождения правовых и моральных позиций в современном обществе.

Активность движений гражданского неповиновения поставила перед этической и политической наукой немало новых и важных вопросов. Здесь в первую очередь необходимо сделать акцент на установление пределов гражданского неповиновения, т. е. сопротивления действиям государственного аппарата, которые пусть и законны с формальной точки зрения, но аморальны и не справедливы с точки зрения морали, приносящие в жертву интересы общества ради выгоды отдельных групп. Такая форма протеста в современной культуре высказывается как неотъемлемое право индивида. Это является ярким примером того, что справедливость берет верховенство над законом и личность должна действовать в соответствии с этой справедливостью. С этической точки зрения нельзя отнять право у индивида отказаться от исполнения закона, который противоречит его внутреннему убеждению. Хотя в данном случае не стоит без необходимости превращать политически спорные вопросы в вопросы совести.

Философия гражданского неповиновения в сущности своей отличается от пацифистских методов или пассивного созерцания зла. Она предполагает активные практические действия давления на политическую власть, но без применения физического насилия. Это не бунт, и предполагает свое место только в контексте гражданского общества. Индивид должен быть приверженцем законности и порядка, стремлению поддерживать стабильность в обществе.

Таким образом, участники гражданского неповиновения должны действовать не с позиции стороннего наблюдателя, а как активные члены общества, стремящиеся изменить конкретные законы или политику государства.

Сама идея гражданского неповиновения не нова. Развитие концепции ненасилия и ее реальное внедрение в политическую практику связан с именем Махатмы Ганди. Именно он воплотил в жизнь стратегию ненасильственной борьбы, заключающуюся в объединении широких народных масс для ненасильственной борьбы, основанной на отказе от сотрудничества с властями и гражданским неповиновением, а так же готовность смириться с наказанием.

Аналогичными взглядами в понимании непротивления и ненасильственных действий наряду с Ганди находился Л. Н. Толстой. Он рассматривал выработанные им формы борьбы как действенные и сопутствующие разрушению установленного несправедливого порядка. Толстой считал, что разработанные им формы и приемы сопротивления социальному злу намного действеннее тех, которые разрабатываются и применяются на практике другими группами, противостоящих социальному порядку.

Несмотря на то, что гражданское неповиновение это борьба, тем не менее, она ориентируется на компромиссные действия и сотрудничество. Цель ненасильственного противостояния - в достижении понимания среди сторон. Так как даже с прагматической точки зрения борьба становится бессмысленной, если в отношениях продолжается противостояние или провоцирующие их действия.

Гражданское неповиновение должно быть большим, чем неприменение силы. Ориентиром должны служить высшие, идеальные цели или моральный принцип. К данной точке зрения прибегают те, кто отстаивает позицию принципиального ненасилия.

Так же можно сказать, что метод разрешения конфликтов на основе ненасильственной стратегии выходит за рамки моральных и философских исследований, так же как и в теме морали будет невозможно вычеркнуть идею ненасилия. Именно ненасилие выступает воплощением идей морали.

Итак, в современной культуре для сосуществования в свободном правовом государстве было бы полезно удалить концепцию гражданского неповиновения из политической оппозиции и политического сопротивления и отнести ее к критериям этики и морали. Правильный подход к теории и практике гражданского неповиновения может оказать важное воздействие на ненасильственное сопротивление несправедливому государственному режиму в современном обществе.

Работа представлена на заочную электронную конференцию «Ценностные ориентации Российской молодежи и современная культура», 15-20 октября 2008 г. Поступила в редакцию 17.10.2008.

Библиографическая ссылка

Матвеев М.В. ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 11. – С. 98-99;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3970 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»