Формы выражения эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом

Самый простой способ узнать об эмоциональном со­стоянии другого человека - это спросить его об этом. Однако внимание привлекали объективные, не свя­занные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний.

П. Экман и В. Фризен в 1969 г. выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адапта­ционные проявления - неспецифические выражения эмоций, кото­рые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходь­ба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на ме­сте при радости;

2) регуляторы - движения, придающие ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы - телесные выражения интен­сивности эмоции, например размахивание руками в состоянии воз­буждения;

4) демонстрация - намеренное усиление эмоционально­го выражения с помощью мимики, например нахмурившие бровей при гневе, улыбка;

5) знаки - культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах.

Гипотеза об универ­сальности выражения эмоций опирается на три типа аргументов.

Во-пер­вых, это концепция выра­зительной составляющей эмоций как рудимента активных реакций у жи­вотных. Ч. Дарвин выдви­нул гипотезу, согласно которой мимические дви­жения образовались из «полезных» действий . Другими словами, то, что на уровне человека опознается как выражение эмоций, в животном мире было реакцией, имевшей определенное приспосо­бительное значение. Ми­мические движения воз­никли из преобразован­ных полезных движений и представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (на­пример, оскаливание зу­бов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их про­тивоположность (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напря­жения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь - это следствие напряжения мышц при мобилизации организма для напа­дения). Таким образом, согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным однозначное рас­познавание эмоций по мимическому выражению.

Джулиан Дюшен де Болон в 1862 г. с помощью брата - вели­кого фотохудожника Надара Адриена Турнашона - выпустил кни­гу, посвященную универсальному выражению эмоций у человека. На лица моделей помещались электроды, которые, пере­давая слабые разряды тока, вызывали механическое сокращение мышц, якобы соответствующее различным эмоциям. «Гальванизированная маска», в которую был превращен человек, выражала удивление, удовольствие, горе, тоску, страх.


Данный цикл исследований можно рассматривать как предте­чу периферической теории эмоций Джеймса - Ланге, сводившей субъективные эмоциональные переживания к отсроченной интер­претации телесных проявлений, вызванных естественными измене­ниями внутреней среды организма.

Однако вопрос о том, насколько человек способен правильно распознавать мимические реакции других людей, до сих пор оста­ется открытым. В одном из исследований испытуемым демонстри­ровались фотографии актеров, изображавших различные эмоции. Было установлено, что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%. Впрочем, нельзя сказать, что идея классификации душевной жизни индивида вовсе не привела к значительным достижениям.

К числу примеров продолжения исследования эмоциональных проявлений с помощью фотографии относятся эксперименты К. Лэндиса. Лэндис стремился преодолеть услов­ность показа моделями эмоциональных состояний за счет исполь­зования «экологичных» экспериментальных процедур, которые включали даже элементы жестокости. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор у него на глазах сам совершал эту операцию. В других случаях испыту­емый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока. Каждое эмоциональное состояние фиксировалось на фотографии. При этом основные группы лицевых мышц обводили углем. Это позволяло впоследствии измерять смещения, которые происходи­ли при различных эмоциональных состояниях в результате сокра­щения мышц. Попытки точно установить, какие группы мышц участ­вуют в выражении конкретных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невоз­можным найти мимику, типичную для страха, смущения или дру­гих эмоций. К. Лэндис предположил, что только мимическая ими­тация эмоции соответствует общепринятым формам экспрессии, в то время как внешнее выражение переживания подлинной эмоции индивидуально. Таким образом, на сегодняшний день признано необходимым различать закрепленную в культуре конвенциональную мимику и спонтанное проявление эмоций.

К. Изард предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес - возбуждение, удовольствие - радость, удивление, горе - страдание, гнев - ярость, отвращение - омерзение, презрение - пренебрежение, страх - ужас, стыд - застенчивость, вина - раска­яние. Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх - средняя интенсивность, ужас - высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх - стыд или интерес - удовольствие) и триадами (например, горе - гнев - от­вращение или интерес - удовольствие - удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить 45 диад и 120 триад. В каждый момент времени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.

Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано с тремя факторами:

а) наличием характерных мимических выразительных комплексов;

б) уникальным субъективным пережи­ванием (феноменологическое качество);

в) специфическим нерв­ным субстратом.

Исследование, проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, подтвердило универсальность выражения и схо­жесть в переживании фундаментальных эмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20 странах, по эмоции страха - в 19, по эмоции гнева - в 18. П. Экман проводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах, подверженных влиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную, практически изолированную от внешнего мира культуру Папуа - Новой Гвинеи. Неграмотным испытуемым зачиты­вались рассказы, описывающие различные эмоционально насыщен­ные события (например, «у человека умер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора. Полученные данные подтвердили гипотезу об универсальности фундаментальных эмоций.

По специфическому содержанию (модальности).

Все эмоции человека можно различать и классифицировать также по модальности, т.е. качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных фундаментальных эмоций: интерес- возбуждение, радость, удивление, горе- страдание, гнев- ярость, отвращение- омерзение, презрение- пренебрежение, страх- ужас, стыд- застенчивость, вина- раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь- к отрицательным.

1Интерес - позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

2Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную по­требность. ?В ее основе лежит переживание чувственного удоволь­ствия. У человека радость - социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психиче­ского и соматического здоровья человека.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

3Удивление - не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением об­становки и может вызывать последующие позитивные эмоции - если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

Удивление - не имеющая четко выраженного положи тельного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

4 Страдание (Горе) - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важ­нейших жизненных потребностей. Печаль - негативная эмоция, связанная с переживанием и негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

Страдание (Горе) - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.



5Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызыва­емое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути, удовлетворения важных для субъекта потребностей.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по зна­ку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потреб­ности.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенно­му, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышен­ное мышечное возбуждение при недостаточном самооблада­нии легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопро­вождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состо­янии гнева человек теряет объективность суждений, осуще­ствляет малоконтролируемые действия.

6 Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызы­ваемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными пли эстетическими принципами и установками субъекта.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состоя­ние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоя­тельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвра­щение, если оно сочетается с гневом, может в межличност­ных отношениях мотивировать агрессивное поведение где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием измениться от кого-либо или чего-либо.

7 Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возника­ющее в межличностных взаимоотношениях, порождаемое рассо­гласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чув­ства.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, но тикающее в межличностных взаимоотношениях и порож­даемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и по­ведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и пове­дением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

8Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или вообра­жаемой опасности.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появля­ющееся при получении субъектом информации о возможной уг­розе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой пря­мым блокированием важнейших потребностей, человек, пере­живая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным про­гнозом возможного неблагополучия и действует на основе это­го (часто недостаточно достоверного или преувеличенного про­гноза).

Страх возник как биологически защитный механизм. Жи­вотные инстинктивно боятся быстро приближающихся объек­тов, всего того, что может повредить целостность организма.
Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя
в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих лю­дей страх - астеническая эмоция, вызывающая понижение
мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное вы­ражение.

Наивысшая степень страха - ужас. Ужас сопровожда­ется резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оце­пенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мы­шечным перевозбуждением («двигательная буря»).

9Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия -собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представ­лениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осо­знании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают та­кие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе це­лого спектра состояний, различающихся по степени выражен­ности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликова­ние, экстаз и т. д.).

10 Вина- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный харак­тер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление по­лучило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные осо­бенности сложного объекта по-разному влияют на потребно­сти и ценности человека (так, можно уважать кого-то за рабо­тоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающи­мися из них ситуативными эмоциями (так, например, совме­щаются любовь и ненависть при ревности).

Изменяя жизнедеятельность чело­века, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения - в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения, человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделе­ние, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела - поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Различная интонация при произнесении, например, слова «что» мо­жет выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угро­жающим. И горе очень выразительно внешне"- человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта - горестней складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные пережива­ния не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех слу­чаях, когда человек научился управлять выразительными движе­ниями, сдерживать их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, Жи­вопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Эмоции - внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.

Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.

Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды. По данным Вудвортса эти изменения следующие: при удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания; при неудовольствии - уменьшение того и другого; при возбуждении - дыхательные движения становятся частыми и глубокими; при напряжении - замедленными и слабыми; в состоянии тревоги - убыстренными и слабыми; при неожиданном удивлении - мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды; при страхе - резкое замедление дыхания и т. Д.

Показательным при эмоциях является также соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906) опре­делял это отношение путем деления времени вдоха на время всего цикла (состоящего из вдоха и выдоха) и получил следующие данные, показывающие значительное увеличение при эмоциональ­ных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продол­жительностью выдоха:

при покое 0,43
при возбуждении 0,60

при удивлении 0,71

при внезапном испуге 0,75

Значение этих данных для характеристики эмоциональных процессов подчеркивается тем, что при сосредоточенной умственной работе, лишенной эмоционального возбуждения, соответствующий коэффициент составляет всего 0,30 и обнаруживает тенденцию к еще большему уменьшению по мере увеличения сосредоточенности, т.е. свидетельствует о резком преобладании продолжительности выдоха.

Типичные для соответствующих эмоций изменения частоты амплитуды дыхательных движений приобретают в процессе практической деятельности устойчивый характер, являясь фактором, обеспечивающим требуемую эффективность этой деятельности. Они наступают не только при непосредственном выполнении деятельности, но и при эмоциональном воспоминании о ней. Опыты над спортсменами показывают, что при воспоминании о трудных и важных физических упражнениях их дыхание приобретает те же особенности, которыми оно отличалось при непосредственном выполнении упражнений. Это свидетельствует о том, что изменения дыхания, а также вазомоторные реакции органически входят в эмоциональную память.

Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса составляет 60-70 ударов в минуту. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80-90 ударов. При возбуждении и напряженном ожидании (на старте) частота пульса повышается на 15-16 ударов в минуту. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение.

Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления. При испуге систолическое кровяное давление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли: у некоторых лиц оно обнаруживается, как только зубной врач входит в комнату и подходит к больному. Повышение кровяного давления перед первым экзаменационным днем иногда составляет 15-30 мм сверх нормы.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при внезапном, испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснабжению мышц, которым предстоит работа (это находит свое выражение в увеличении объема рук благодаря притоку к ним крови); в ожидании экзамена - к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.

Мимические выразительные движения . Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния: слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху - удовольствие; поднятые брови - удивление; сильное и внезапное поднятие бровей - изумление; оскал зубов - раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа - отвращение; полузакрытые глаза - безразличие; плотно сжатые губы - решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз (рис.).


а — удовольствие; б — настороженность; в — ожесточение; г — гнев;
д — презрение; е — веселость; ж — сильный смех; з — печаль

Ч. Дарвин считал, что у животных предков человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.

Однако значительное количество мимических выразительных движений появилось и усовершенствовалось у человека уже в процессе его исторического развития, например мимические движения, связанные с интеллектуальными, эстетическими и нравственными эмоциями. Они не являются врожденными, а усваиваются человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми и воспитания. Для понимания этих выразительных движений у других людей необходимо иметь как соответствующий личный эмоциональный опыт, так и знакомство с общечеловеческим опытом, нашедшим свое выражение во взаимоотношениях людей в быту или отраженным в произвидениях искусства. Так мимка презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет; мимика внутреннего, духовного страдания становится понятной в 5-6 лет, мимика интеллектуального удивления — в 10 лет и т.д. Все это говорит о большой роли, которую играют мимические выразительные движения в воспитании эмоций.

Выражение эмоций в речевой интонации . Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.

Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые сложные и тонкие эмоции - иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. д.

дарвин происхождение человек эмоция

Едва покончив с корректурами первого издания "Происхождения человека", Дарвин тотчас же, в январе 1871 г., принимается за новую работу - "О выражении эмоций у человека и животных". Работа над этой книгой заняла около 12 месяцев. Книга было опубликована в конце 1872 г. Однако, как всегда, материал по этой теме собирался давно и исподволь. Сначала предполагалось посвятить ей лишь одну главу в "Происхождении человека", однако, приводя в порядок свои заметки, Дарвин убедился, что потребуется особый трактат. В этой книге Дарвин исследует способы выражения эмоций у птиц, млекопитающих и человека. У животных такими способами являются, например, различные звуки, взъерошивание перьев или шерсти, изменение положения головы и ушей, оскал зубов и функционирование мимической мускулатуры у млекопитающих и т.д. Особенно выразительны эмоциональные движения у обезьян и у некоторых домашних животных, находящихся в постоянной близости к человеку (у лошадей, кошек, собак). У многих животных очень выразительны ощущения, соответствующие радости, привязанности, боли, гневу, удивлению, ужасу. Конечно, при обозначении подобных эмоций поневоле приходится прибегать к терминологии, предназначенной для наименования человеческих чувств.

Особенно много внимания Дарвин уделяет выражению эмоций у человека. Его интересует влияние горя и радости на организм, физиологическое выражение страдания, плача, любви, преданности, благоволения, решимости, размышления, ненависти, гнева и многих других эмоциональных состояний человека. Для изучения выражения эмоций исследователь использует разнообразнейшие методы: наблюдение над поведением детей (в том числе своих собственных), изучение душевнобольных (через посредство врачей), ознакомление с произведениями живописи и скульптуры и т.д. Дарвин рассылал надежным лицам опросные анкеты с множеством вопросов, с просьбой сообщить ему свои наблюдения над проявлением различных эмоций у детей и взрослых. "Мой первый ребенок, - пишет Дарвин, - родился 27 декабря 1839 г., и я сразу же начал делать заметки о первых проблесках различного рода выражения, которые он проявлял, так как уже в тот ранний период я испытывал убеждение, что все самые сложные и тонкие оттенки выражения должны иметь постепенное и естественное происхождение".

Дарвин очень увлекался этой работой. Он рассматривал ее прежде всего как непосредственное продолжение своего труда о происхождении человека. Он искал физиологическую общность проявлений эмоций у человека и высших позвоночных (прежде всего - млекопитающих, в особенности - обезьян). Такие наблюдения доставляли дополнительные доказательства животного происхождения человека. Его интересовали также свидетельства в пользу общности происхождения всех человеческих рас и доказательства наследуемости многократно повторяющихся привычек. "Если бы оказалось, что у нескольких различных человеческих рас одинаковые движения черт лица или тела выражают одни и те же эмоции, то мы могли бы заключить с большой степенью вероятности, что такие выражения истинны, т.е. прирожденны или инстинктивны".

В итоге своего исследования Дарвин пришел к заключению, что выражение ощущений у животных и человека подчиняется общим основным законам, или, "общим принципам".

Дарвин пришел к выводу, что главные выразительные движения, производимые человеком и высшими позвоночными в настоящее время носят врожденный или наследственный характер, хотя в прошлом они возникли как произвольные движения. Большинство выразительных движений (т.е. движений, связанных с выражением эмоций) было приобретено постепенно и лишь впоследствии стало инстинктивными. Здесь Ч. Дарвин затрагивает область исследования об условных и безусловных рефлексах, впоследствии разработанную в начале XX в. знаменитым физиологом И.П. Павловым.

Исследование Дарвина показало, что "все главные выражения, свойственные человеку, одинаковы на всем свете". Это еще раз доказывает, что все человеческие расы произошли от одной группы предков. Многие очень сходные черты у различных рас человека обусловлены наследственной передачей от одной древней формы, которая уже приобрела человеческие признаки. Некоторые выражения эмоций у человека еще древнее и ведут начало от древних человекоподобных обезьян, давших начало человеческому роду. К таким проявлениям эмоций относится, например, смех как выражение радости или удовольствия. Очень многие - породы обезьян издают при удовольствии звук, аналогичный нашему смеху, при этом у них на щеках образуются складки и даже появляется блеск в глазах.

Изучение теории выражения эмоций, заключает Дарвин, подтверждает тот вывод, что "человек происходит от какой-то низшей животной формы, а также подкрепляет убеждение в видовом или подвидовом единстве различных рас..."

Как уже отмечалось, эмоция, безусловно, не ограничивается переживаниями, и мы лишь условно расчленяем ее как целостное психическое явление, анализируя отдельно переживания и органические проявления. Периферические изменения, охватывающие организм человека в эмоциях, имеют и внешнее выражение в характерных движениях; в частности мимике (выразительных движениях лица), пантомимике (выразительных движениях всего тела), а также в голосовых реакциях (интонации и тембре голоса). Эмоциональные переживания выражаются не только в сильных движениях, но и в микродвижениям (тремор рук, реакции зрачков). Леонардо да Винчи считал, что определенная мимика является выражением не только переживания горя или радости, но и различных оттенков этих переживаний: брови и губы по-разному изменяются по разным причинам плача. Это заметно во время плача-каприза и горисного плача.

Отчетливо переживания оказываются в глазах (существует до 85 оттенков - живые, нежные, холодные) и в голосе (в случае печали он глухой, страха - покорный). "Говори, чтобы я мог тебя видеть", - изрекал Сократ.

В своей повседневной жизни мы постоянно используем внешние выразительные движения для ориентирования в эмоциональном состоянии, настроениях тех, кто нас окружает. Каково же соотношение существует между эмоцией и выразительными движениями? Вундт рассматривал выразительные движения как физический коррелят эмоций. Это соответствует теории психофизического параллелизма. Выразительные движения сопровождают переживания, реальная связь в них существует только с внутренними органическими процессами. Они выражают физиологическую реакцию, которая сопровождает замкнутый мир внутренних переживаний.

Дарвин и Сеченов на основе наблюдений и теоретических обобщений доказали, что черты лица, и особенно мимика и другие выразительные движения, отражают состояние нервной системы и зависят от эмоций. Дарвин подошел к объяснению выразительных движений с биологической точки зрения: выразительные движения являются рудиментарными проявлениями ранее целесообразных действий. Поскольку действие - это не только внешнее выражение поведения, как считали бихевиористы, а в ней раскрывается и внутреннее содержание личности, постольку выразительные движения не сопровождают эмоции, а выступают внешней формой их существования.

Помощь выразительных движений можно дать на основе психофизического единства, а не параллелизма. Выразительные движения - это составляющая эмоционального проявления, их компонент, это - неизбежное продолжение самых эмоций. Дети не отделяют чувство от его выражения. Субъектность и субъективность эмоций (не существует объективных коррелятов любви или ненависти, и каждый любит и ненавидит по-своему) не возражают единства эмоций и выразительных движений. Чистой субъективности не существует. Она проявляет себя в тех или иных формах объективации (для эмоций - в жестах, движениях, жестами, мимике, органических ощущениях). Объективация эмоциональных переживаний прежде всего проявляется в чувственно-предметной деятельности, в реальных формах общения и в самом сознании человека. Человек свои эмоции испытывает. Объективация также предусматривает возможность познания эмоций другими людьми. Наблюдая выразительные движения, мы раскрываем отношение субъекта к окружению, его эмоциональные переживания, его духовный мир.

Выразительные движения имеют индивидуальный характер. Мы воспринимаем личностный фон, выраженный через эмоции, мы проникаем дальше, за пределы внешнего выражения от общего, что есть во многих субъективных состояниях, к одинаковому, что у представителей одного вида, и к индивидуальному. При этом мы распредмечивает эмоциональный мир другого человека и не только входим в этот мир, а через свои выразительные движения раскрываем свой мир эмоциональных переживаний.

Эмоциям присуща сигнальная функция. Они могут выступать в роли как внутреннего сигнала (эту роль выполняют их оценочная и побудительная функции), так и внешнего (выразительная функция). Внешнее выражение эмоций - это перевод, перевод переживаний в соответствующие движения.

Выразительные движения И выразительные действия совпадают: на радостях мы не размахиваем яростно кулаками и в гневе не дарите нежный поцелуй. Эмоции сигнализируют нам о возможных действия, определяя их направленность. Нарушение совпадения выразительных движений и действий наблюдаются в случае психических заболеваний, когда выразительные движения не соответствуют содержанию переживаний и действий. У психически больных во время переживания горя и боли на устах застывает улыбка. Но выразительные движения могут иметь и произвольный характер. Человек с помощью определенных выразительных движений пытается скрыть свои эмоциональные переживания. Мы формируем свое переживание, формируя выразительные движения. В выразительной функции, как ни в чем другом, оказывается специфичность эмоций. Но не из-за физиологию и не через понимание эмоций как субъективного состояния и даже не из-за отношения субъекта к каким явлений. Это - целостность субъективных и объективных, то есть отражательная моментов, данные нам в нашем переживании в виде единого процесса.