Дополнительные дни к отпуску водителям грузовых автомобилей. Отпуск для водителей грузовых автомобилей

Мы в течении нескольких лет не предоставляли дополнительный отпуск водителям за вредные условия труда, как выпутаться из ситуации?

Дополнительный отпуск водителям за вредные условия труда. Мы в течении нескольких лет не предоставляли дополнительный отпуск. Нас проверяет трудовая инспекция. Условия труда по итогам аттестации.

Вопрос: Нас проверяет трудовая инспекция. Мы в течении нескольких лет не предоставляли дополнительный отпуск водителям за вредные условия труда. Как выпутаться из ситуации? Мысли по поводу выхода из ситуации у меня есть: Издать приказ задним числом о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных сотрудникам в счет дополнительного отпуска за вредные условия труда. То есть товарищ, который обратился в инспекцию не ознакомлен с данным приказом и заявления он не напишет задним числом на эти выходные-отпуска

Ответ: В сложившейся ситуации проверьте, чтобы дополнительный отпуск за вредные условия труда был прописан в трудовых договорах с водителями (ст. 57 ТК РФ). Исправить можно, заключив дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Неиспользованные остатки дополнительных отпусков за прошлые годы укажите в графике отпусков на этот год (ст. 123 ТК РФ). Ознакомьте работников подразделения с графиком отпусков. Дата – за 14 дней до начала 2017 г. Составьте акт, что обратившийся в ГИТ работник от ознакомления с графиком отпусков отказался. Получится, что вы уже обязались предоставить ему дополнительные отпуска за предыдущие года. Это уменьшит степень административной ответственности.

Если вы издадите приказ задним числом о предоставлении дополнительных отпусков за вредные условия труда, то допустите другое нарушение. Вы не сможете доказать, что вовремя оплатили отпуска. Организация обязана выплатить отпускные сотруднику не позднее чем за три дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). И никаких исключений из этого положения, связанных с желанием работника, Трудовой кодекс РФ не содержит. Работодателя, который не выплатит отпускные вовремя могут привлечь к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26 августа 2015 № 14-2/В-644).

Кроме того, предусмотрена материальная ответственность работодателя в виде выплаты компенсации за задержку отпускных установлена статьей 236 Трудового кодекса РФ. Указанную компенсацию обязательно выплатить сотрудникам, даже если задержка отпускных произошла по независящим от работодателя причинам.

Предложите работнику, который пожаловался в инспекцию, предоставить ему по заявлению дополнительные отпуска за все предыдущие годы.

Как установить продолжительность дополнительного отпуска сотрудникам, занятым на вредных и опасных работах

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного сотрудника установите в трудовом договоре. Делайте это на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

По общему правилу дополнительный отпуск положен сотрудникам:

Продолжительность отпуска за вредные и (или) опасные условия труда нельзя установить меньше семи календарных дней. При этом максимальная продолжительность дополнительного отпуска не ограничена ().

Порядок же определения конкретной продолжительности дополнительного отпуска зависит от того, по итогам какого мероприятия определены условия труда: аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда .

Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 № 342н . Если после этого условия труда не пересматривали, то продолжительность дополнительного отпуска можно узнать по следующим документам:

Эти документы действуют до сих пор, их не отменяли. Но применять их нужно только в тех частях, которые не противоречат Трудовому кодексу ( , определение Верховного суда РФ от 1 ноября 2012 № АПЛ12-651 , решение Верховного суда РФ от 14 января 2013 № АКПИ12-1570 , разъяснения Минтруда России от 13 февраля 2013).

Если ваши производства, профессии и должности отсутствуют в списке , то продолжительность дополнительного отпуска установите самостоятельно в коллективном договоре или другом локальном акте. При этом продолжительность отпуска не может быть меньше минимального значения, которое установлено в отраслевых (межотраслевых) соглашениях.

Условия труда определены по результатам специальной оценки

После 1 января 2014 года вредность и опасность труда определяют по результатам специальной оценки . Ее проводят в порядке, предусмотренном Законом от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ .

В этом случае длительность дополнительного отпуска каждого конкретного сотрудника определите самостоятельно. Если есть отраслевые (межотраслевые) соглашения, ориентируйтесь на них. Найденный таким образом срок закрепите в коллективном договоре и трудовом договоре с сотрудником. Такие правила установлены Трудового кодекса РФ.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляют только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях (). Учитывая это, продолжительность такого отпуска рассчитывайте пропорционально фактически отработанному времени:

Поступайте так и когда сотрудник работает во вредных условиях лишь время от времени (п. 13 Инструкции , утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 № 273/П-20 , письмо Роструда от 18 марта 2008 № 657-6-0).

Совместители

Совместители также имеют право на дополнительный отпуск из-за вредных условий труда. Продолжительность отпуска определяйте пропорционально фактически отработанному времени данного сотрудника во вредных (опасных) условиях труда. Такие правила применяйте независимо от ставки работника, даже если занятость менее 0,5 ставки (решение Верховного суда РФ от 26 января 2017 № АКПИ16-1035).

Пример расчета продолжительности дополнительного отпуска за временную работу во вредных условиях труда

Слесарю периодически поручают электросварочные работы в помещении. Согласно проведенной специальной оценке условия труда на рабочем месте сварщика являются вредными (подкласс 3.2). За такую работу отраслевым соглашением и коллективным договором организации установлен ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 12 календарных дней.

Сотрудник проработал во вредных условиях в течение месяца. Все это время он трудился полный рабочий день (от основной работы его освобождали). Ему полагается дополнительный отпуск следующей продолжительности:
12 дн. : 12 мес. х 1 мес. = 1 дн.

Не вызывает вопросов расчет продолжительности отпуска, если на дату ухода в отпуск сотрудник отработал полное количество месяцев. Однако на практике бывают не такие простые ситуации. Скажем, в расчетном периоде сотрудник мог болеть, быть в отпуске без сохранения зарплаты и т. д. Тогда прежде чем считать продолжительность дополнительного отпуска, надо определить точное количество месяцев, которые сотрудник отработал во вредных и опасных условиях труда. Для этого воспользуйтесь следующей формулой:

Часть дополнительного отпуска за вредные и опасные условия труда, превышающую семь календарных дней, можно заменить денежной компенсацией при следующих условиях:

  • такая возможность предусмотрена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором;
  • на это имеется письменное согласие самого сотрудника, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

Размеры, а также условия выплаты компенсации устанавливают отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные договоры.

Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127
"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса"

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса.

И. Левитин

Регистрационный N 7200

Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса
(утв. приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на трамваях и троллейбусах, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки пассажиров (далее - водители).

3. Особенности рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящего Положения.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливаются время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

9. Водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 8 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

10. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии, а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно;

б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения# с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;

в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;

г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;

д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;

е) время нахождения водителя в резерве;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.

11. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "б" пункта 10 настоящего Положения), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "а" пункта 10 настоящего Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

III. Время отдыха

12. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установлении графиком работы (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.

Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

13. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - с иным представительным органом работников.

14. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

15. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

16. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

Зубков Сергей Васильевич (17.05.2014 в 15:05:02)

Уважаемый Сергей. В соответствии со ст.212 ТК РФ к обязанности работодателя относится установление соответствующим требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. Для этой цели проводится аттестация рабочих мест, которой подлежат все рабочие места и по результатам которой аттестационная комиссия проводит оценку условий труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вступил в силу 1.09.2011 г., согласно которого Порядок аттестации, утвержденый Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утратил силу.

Таким образом признание профессии водителя-оператора мусоровоза вредной относится к обязанности работодателя. Надо сказать, что в соответствии с п.52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. Невыполнение этой обязанности является нарушением законодательства о труде и об охране труда и грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ).

"Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования , - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Являясь рядовым пользователем услуг мусоровозов, считаю, что неотнесение вашей профессии к категории вредной будет явно неправильным, учитывая вредные факторы промышленных и бытовых жидких и твёрдых отходов и их воздействия на человека. При этом не имеет значения, внесена ли ваша профессия в упомянутый моим коллегой Список. Право на досрочную пенсию и обеспечение спецодеждой, спецпитанием и другими гарантиями, а также сокращённая рабочая смена (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенная (ст.147 ТК РФ) вещи разные и не зависят друг от друга.

При приёме на работу по вашей профессии о вредных условиях труда и компенсационных гарантиях должно быть указано в трудовом договоре.

Вам совет. Выяснить проводилась ли аттестация рабочих мест и каковы её результаты по вашей профессии в части отнесения её к категории вредной. В случае отрицательного ответа начните с в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области. Вот её контакты. Южно-Сахалинск, ул.Антона Буюклы, 38, офис 7. 466052 - горячая линия. Далее по результатам ГИТ в судебном порядке. Уверен, у вас получится!

Удачи. Сергей. Мой ответ - ваш отзыв.

Поэтому работодателю стоит внимательно отнестись к выполнению государственных нормативных требований охраны труда. Характеристики условий труда на рабочем месте нужно закрепить в трудовом договоре Трудовой договор с работником должен содержать обязательные сведения и условия (ст. 57 ТК РФ). Условия труда на рабочем месте - это новое условие, включенное в перечень ч. 2 ст. 57 с января 2014 года. Заметим, что схожее условие содержится в абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Согласно этой норме в трудовом договоре нужно указать характеристики условий труда на рабочем месте в случае установления гарантий и компенсаций. При этом не совсем ясно, в чем их отличие и насколько детально нужно описать характеристики вредных и (или) опасных условий труда.

Дополнительный отпуск водителям

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором.


На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г.
№ 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу

Внимание

Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н. Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда» 2.

Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям

В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору.
И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях.

Какой документ устанавливает дополнительный отпуск водителю?

Инфо

Если на рабочем месте водителя была проведена аттестация, и условия труда были признаны вредными (любой степени) или опасными, водитель имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней на основании п. 200 списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22. Указанный список действует в настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст.

423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г. Поскольку ст. 117 ТК РФ устанавливает только минимальную продолжительность дополнительного отпуска, установление отпуска большей продолжительности не противоречит ТК РФ.

Дополнительный отпуск водителю

Удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству Форум кадровиков. Кадровое делопроизводство » Кадровое делопроизводство Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле, уважаемые коллеги! На нашем форуме уже более 250.000 сообщений, более 26.000 тем, а главное — у нас всегда отличный коллектив и дух взаимопомощи.


Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы. Наш с Вами форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи.
И, пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы — это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др. Также для Вас чат кадровиков Отписаться от сообщений с форума Мнение администрации форума может не совпадать с мнением участников форума.

Дополнительный отпуск водителей

Важно

Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│ │от 05.11.1987 N 670/П-11) │ │197 │Вальцовщик резиновых смесей, занятый│ │ │ │ │вальцеванием резины при ремонте покрышек и│ │ │ │ │изготовлении резинотехнических изделий │ 6 │ │ │198 │Водитель автомобиля, работающий на автобусе│ │ │ │ │регулярных линий, в том числе заказных │ 12 │ │ │(п. 198 в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│ │от 05.11.1987 N 670/П-11) │ │198а│Водитель автобуса, работающий на маршрутных│ │ │ │ │такси │ 12 │ │ │(п.

198а введен Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума│ │ВЦСПС от 05.11.1987 N 669/П-11) │ │199 │Водитель автомобиля, работающий на автомобиле│ │ │ │ │медицинской помощи и санитарной │ 6 │ │ │(п. 199 в ред.

Дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей

Пройдите новый тест «Выдаем копию трудовой книжки» 13.03.2018 Вышло обновление (новая редакция) «Пакета Кадровика» (релиз Весна-2018) Все новости сайта Последние публикации 15-03-2018 Все ли трудовые книжки нужно регистрировать в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них..? 15-03-2018 Надо ли указывать период работы в приказе о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы (форма, аналогичная Т-6) и в личной карточке (Т-2)?» 14-03-2018 Чем отличается увольнение по соглашению сторон от увольнения по собственному желанию и в чем его преимущество? 13-03-2018 За сколько дней должно выплачиваться денежное содержание за отпуск государственному гражданскому служащему: за 3 дня или за 10 дней? 13-03-2018 Прежде чем размещать фото и ФИО работника на информационном стенде, доске позора и доске почета, прочитайте эту историю 13-03-2018 Наказать рублем опаздывающих.

Дополнительный отпуск водителям автобусов

Осторожно, не ошибитесь! Все публикации Новости для подписчиков журнала «Кадровик-практик» 27.02.2018 Опубликован новый номер журнала «Кадровик-практик» за февраль 2018 года 29.01.2018 Опубликован новый номер журнала «Кадровик-практик» за январь 2018 года Все новости ИКС Войти в зону ИКС (раздел сайта для подписчиков журнала «Кадровик-практик») Новости трудового законодательства 15.03.2018 Предлагается расширить круг лиц, обязанных отчитываться о своих доходах 13.03.2018 Новый МРОТ: внесены изменения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» Все новости Опрос дня Работник во время ежегодного оплачиваемого отпуска заболел. К концу отпуска он приносит работодателю листок нетрудоспособности и заявление с просьбой продлить отпуск на количество дней нетрудоспособности. Издаете ли Вы в это случае приказ о продлении отпуска? — Да. Приказ о продлении отпуска издаём. — Нет.

Дополнительный отпуск водителям скорой помощи

Хотите уйти в отпуск раньше? Это возможно либо авансом, либо пропорционально времени, которое вы отработали.

  • А если не отдыхалось? Водитель, не использовавший полагающиеся ему дополнительные отпускные деньки, обязательно получит за них денежную компенсацию, если надумает уволиться.
  • Выпали праздники. Нерабочие дни, оказавшиеся в числе добавочных отпускных, не учитываются, считаются только рабочие.
    При написании заявления на отпуск нужно не упустить этот момент, правильно посчитав и указав дату выхода на работу.
  • Виды водительских дополнительных допотпусков Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям. ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.

Дополнительный отпуск водителю школьного автобуса

Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ). Более того, в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника.
Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда. Например, работодатель, применявший все три вида компенсаций в отношении рабочих мест со 2 подклассом вредности, не сможет с принятием Закона № 426- ФЗ отменить сокращенную рабочую неделю.

Дополнительный отпуск водителям пожарных автомобилей

ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;

  • Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
  • отраслевое соглашение;
  • локальное Положение о дополнительных отпусках, принимаемое непосредственно в организации;
  • трудовой договор водителя, где прописаны моменты, касающиеся предоставления основного и дополнительного отпусков.

Какими могут быть дополнительные отпуска В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск.

Дополнительный отпуск водителям легкового автомобиля

  • занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
  • переведенные на ненормированный рабочий день;
  • трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
  • чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.

Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах.

Транспорт по умолчанию считается источником повышенного риска, поэтому режим занятости и отдыха для профессии водитель особенно важен. Необходимо тщательно контролировать соответствие рабочего времени шоферов нормам, предусмотренным ТК РФ.

Могут ли они претендовать на дополнительные дни отпуска впридачу к ежегодному обычному? На каких условиях допотпуск предоставляется работодателем? Как оформляется эта процедура? Рассмотрим подробнее.

Регулирующие законодательные акты

Особенности режима занятости и свободного времени водителей регламентируются в следующей государственной документации и внутренних актах организаций:

  • Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 в редакции от 29 мая 1991 года «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;
  • ст. 69, 116, 213 ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;
  • Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
  • отраслевое соглашение;
  • локальное Положение о дополнительных отпусках, принимаемое непосредственно в организации;
  • трудовой договор водителя, где прописаны моменты, касающиеся предоставления основного и дополнительного отпусков.

Какими могут быть дополнительные отпуска

В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск. Должность водителя чаще всего подпадает сразу под несколько возможных категорий, входя в соответствующие списки и упоминаясь в статьях Трудового кодекса. Добавочные отпускные дни гарантированно получат сотрудники, в данном случае водители:

  • занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
  • переведенные на ненормированный рабочий день;
  • трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
  • чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.

Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах. Во внутренних актах разрешено утверждать сроки отпусков, отличающиеся от положенных в законодательстве, но только в большую сторону. Если наличествует профсоюз, его мнение необходимо учесть.

Общие правила предоставления добавочных отпусков

Дополнительный отпуск – это время, предусмотренное для отдыха в придачу к дням основного оплачиваемого отпуска, предоставляемое в течение года по признанным законом основаниям. Такой вид отпуска практически не отличается от общепринятого ежегодного в отношении особенностей предоставления. Однако существуют важные моменты, на которые следует обратить внимание.

  1. Больше, чем положено. Дни допотпуска входят в отпускные дни сверх длительности обычного ежегодного отдыха. Таким образом, в течение года водитель получит в свое распоряжение больше отпускных дней, чем стандартные 28.
  2. Когда вам угодно. Добавочные дни могут быть присоединены к любой части основного отпуска или быть взяты отдельно. Их можно переносить на следующий год (кроме отпуска за вредные условия, его надо отгулять исключительно в рабочем году).
  3. Гуляем по частям? Можно дробить дополнительные отпуска, так же как и основные. Обязательное правило – одна из частей должна составить не менее 2 недель. Если отпуска объединялись, их можно делить произвольно. Например, основной отпуск в 28 дней и дополнительная неделя могут быть разбиты на 2 части: в 20 и 15 дней или иначе.
  4. Отработай хотя бы полгода. Как и основной, дополнительный отпуск нужно заработать, проведя за рулем на пользу предприятию непрерывно не менее 6 месяцев. Хотите уйти в отпуск раньше? Это возможно либо авансом, либо пропорционально времени, которое вы отработали.
  5. А если не отдыхалось? Водитель, не использовавший полагающиеся ему дополнительные отпускные деньки, обязательно получит за них денежную компенсацию, если надумает уволиться.
  6. Выпали праздники. Нерабочие дни, оказавшиеся в числе добавочных отпускных, не учитываются, считаются только рабочие. При написании заявления на отпуск нужно не упустить этот момент, правильно посчитав и указав дату выхода на работу.

Виды водительских дополнительных допотпусков

Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.

Дополнительные дни «за вредность»

Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:

  • физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
  • эмоциональные стрессы;
  • дыхание загазованным воздухом;
  • вибрация;
  • тяжелый микроклимат на рабочем месте ­– за рулем и др.

Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск. Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок.

Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.

Допотпуск за ненормированность рабочего дня

Данный режим может быть в ряде случаев установлен:

  • водителям легковых авто (кроме таксистов);
  • водителям экспедиций в полевых условиях.

Если водитель получил в трудовой договор такую характеристику режиму своего труда, ему гарантирован дополнительный отпуск не менее 3 дней, если большее количество не предусмотрено локальными актами. Причем эти дни он вправе отгулять, даже если в течение рабочего года ему ни разу так и не привелось превысить обычный режим занятости.

В отпуск, потому что особенные

Установлен ряд профессий «с особенными условиями труда», к ним относится и водительская. Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.

Водители на Севере

Водители скорой помощи

«Медицинские» водители имеют особый статус как входящие в Список профессий с вредными условиями труда. В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей:

  • скорой помощи – 6 дней;
  • если водитель одновременно является и санитаром, то 12 дней;
  • если это работа на психиатрической «Скорой помощи» – дополнительных 30 дней;
  • непрерывный трехлетний стаж в данной отрасли – 3 дня.

Особенности учета оплаты дополнительных отпусков

Поскольку данные дни отдыха относятся к оплачиваемым, расходы на их оплату закономерно уменьшат базу налога на прибыль.