Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Под действием закона понимается «обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права» .

Точное установление границ действия законов является первейшим условием правового регулирования. От того, когда вступает в действие закон, на какую территорию он распространяется, в определенной степени зависит его эффективность, достижение целей правового регулирования. Так, чрезмерно быстрое (после утверждения) введение в действие крупного и сложного закона может вызвать затруднения в работе органов государственной власти, поставить в невыгодное положение отдельных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов.

Действие законов во времени. Законы начинают действовать с момента вступления их в силу.

Словарь русского языка определяет время как «1) продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами; 2) промежуток той или иной длительности, в который совершается, совершилось или совершится что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет; 3) определенный момент, в который произошло, произойдет или происходит что- нибудь; 4) период, эпоха» .

Установленные временные параметры взаимодействуют с правовыми отношениями в процессе регулирования поведения людей.

Момент времени - «мгновение, отражающее начало (окончание) взаимодействия правовых субъектов, материальных тел, состояний, событий в правовом пространстве. Это понятие фиксирует с помощью указания наступления юридического факта начало или окончание каких-либо прав в виде определенного календарного срока, даты (например, подготовки или принятия закона, вступления его в силу или отмены)» .

Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу законов:

1. Закон вступает в силу с момента его принятия законодательным органом. В этом случае закон сразу приобретает юридическую силу и, следовательно, порождает юридические последствия еще до его официального опубликования. Такой способ вступления в силу законов не может иметь широкого распространения, поскольку нельзя ожидать от лиц строгого соблюдения законов, если последние в той или иной форме еще не доведены до их сведения.

2. Закон начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В Российской Федерации согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В отношении отдельных актов законодательства федеральным законодателем может быть установлен иной порядок вступления их в силу.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

3. Закон вступает в силу со времени, указанного в самом законе или в законе о введении его в действие. Разрыв во времени между официальным опубликованием и вступлением закона в силу необходим не только для ознакомления с вновь принятым законом всех заинтересованных субъектов, но и для прочного усвоения его содержания лицами, осуществляющими применение права.

Установление точного строка вступления в силу закона важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после вступления его в силу. В сфере правового регулирования существует общее правило - «закон обратной силы не имеет».

Обратная сила закона означает распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие нового закона. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Этот принцип является общим для всех отраслей права. Так, например, в Российской Федерации он применен в гражданском (ст. 4, 422 Гражданского кодекса РФ), уголовном (ст. 10 Уголовного кодекса РФ) законодательстве.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в статьях 54 и 57. Одновременно Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение субъектов права.

Обратная сила - это ревизионная сила закона. Такой закон предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшими законами прав и обязанностей. Закон, имеющий обратную силу, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной ответственности, признании права собственности и т. д.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: а) если в самом законе об этом сказано; при издании подобного рода актов должны тщательно «просчитываться» все возможные юридические и иные последствия; б) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Законы утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

1) по истечении срока действия, если закон был принят на определенный срок и этот срок истек;

2) в связи с изданием нового закона, заменяющего ранее действующий закон (косвенная отмена);

3) на основании прямого указания законодательного органа об отмене закона (прямая отмена).

Таким образом, действие законов во времени характеризуется двумя основными моментами: а) вступлением закона в силу; б) утратой им юридической силы.

Однако большая часть нормативных правовых актов принимается без указания срока их действия. В этих случаях считается, что акт действует неопределенно-длительный срок, до тех пор пока правотворческий орган не примет специального решения о признании его утратившим силу полностью или частично. До принятия такого решения акт признается действующим даже в тех случаях, когда он фактически устарел и не реализуется в конкретных отношениях. Ибо применяется принцип: государственное право не может быть изменяемо соглашением частных лиц.

Действие закона в пространстве. Действие закона определяется территорией, на которую распространяются властные полномо- чия органа, его принявшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие законов в пространстве зависит от уровня государственного органа, принявшего данный закон, и от его юридической силы.

Законы распространяют свое действие:

На территорию страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы);

Территорию субъекта Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации);

Территорию, указанную в самом законе.

Действие законов по кругу лиц. На территории Российской Федерации законы действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные законы, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц.

Таким образом, закон начинает действовать, порождать определенные права и обязанности только тогда, когда он вступает в силу. Именно с этого момента закон становится обязательным для адресатов правовых норм.

Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона (иных нормативных актов) во времени.

Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона.

Вступление в действие закона. Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

  • а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве. Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частно-правовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);
  • б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;
  • в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый -- немедленное действие. Обратная сила закона -- исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Переживание закона -- редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон -- его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом.

С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и «переживания» его отдельных положений.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

  • а) официальное опубликование закона;
  • б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование -- не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок -- закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования.

В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «О введении в действие...» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. -- дня опубликования Кодекса в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, -- в «Собрании законодательства Российской Федерации», -- а также в «Российской газете». Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, -- в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию. Опубликование должно быть осуществлено в течение десяти дней после их регистрации. Указанные ведомственные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие.

Прекращение действия закона. Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1. истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);
  • 2. отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3. фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Действие закона в пространстве. Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны, международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов -- на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Действие закона по кругу лиц. Порядок действия закона по кругу лиц является производным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

«Все лица» -- это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

Пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения нормы права крайне важно знать пределы ее действия. Пределы действия норм права определяются, как правило, пределами действия нормативного правового акта͵ в которых данные нормы содержатся.

В теории права выделяют три параметра, определяющие пределы действия нормативного правового акта: действие во времени, в пространстве и по кругу лиц .

Действие нормативного правового акта во времени ограничено моментом его вступления в силу и моментом утраты юридической силы.

Обязательным условием вступления нормативного правового акта в юридическую силу является его официальное опубликование .

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10= т и д н е й после дня их официального опубликования.

Из этого общего правила есть ряд исключений .

1. Иной порядок вступления в силу должна быть установлен в самом нормативном правовом акте или в специальном сопутствующем документе (к примеру, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 ᴦ. № 191-ФЗ ʼʼО введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацииʼʼ). При этом должна быть установлен как более длительный, чем общий, срок вступления нормативно-правового акта в силу, так и сокращенный. Установление сокращенных, по сравнению с общим, сроков вступления нормативных правовых актов в силу не должно становится правилом для правотворческого органа, так как не обеспечивает населœению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права.

Срок вступления в силу нормативного правового акта может устанавливаться путем указания определœенной даты или периода, по истечении которого акт вступает в силу. Требования к порядку вступления нормативных правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения, бывают установлены в основном документе, регулирующем данную сферу. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

2. Нормативным правовым актом или специальным сопутствующим документом должна быть предусмотрено поэтапное, дифференцированное вступление в силу этого акта. В таком случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статьей обозначаются определœенными сроками либо связываются с наступлением определœенных условий. К примеру, статей 13 Федерального закона от 30 ноября 1994 ᴦ. № 52-ФЗ ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

3. В соответствии с пунктами 5, 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 ᴦ. № 763 ʼʼО порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ акты Президента и Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания, а аналогичные ведомственные нормативные правовые акты - со дня их государственной регистрации в Минюсте России, в случае если самими актами не установлен более поздний срок.

Важно отметить, что нормативные правовые акты Российской Федерации вступают в силу одновременно на территории всœей Российской Федерации. Вместе с тем нормативным правовым актом должна быть установлен и иной порядок, когда предусматривается для разных субъектов Российской Федерации различные сроки вступления акта в силу.

Что касается нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то общие требования к порядку их принятия и вступления в силу установлены статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 ᴦ. № 184-ФЗ ʼʼОб общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерацииʼʼ. Так, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации должны быть обнародованы. Порядок обнародования должен устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

При этом крайне важно помнить, что в случае, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок вступления таких актов в силу, то применению подлежит федеральный закон.

Субъектами Российской Федерации, как правило, устанавливаются следующие основные правила вступления нормативных правовых актов в силу :

· Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования;

· иные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их официального опубликования;

· в ряде субъектов нормативно-правовые акты вступают по истечении определœенного срока после официального опубликования (к примеру, акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия вступают в силу одновременно на всœей территории Республики Бурятия по истечении десяти календарных дней после их официального опубликования);

· подзаконные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их подписания (к примеру, постановления Правительства Санкт-Петербурга, не затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, указы Президента Республики Татарстан);

· иной порядок вступления в силу должна быть установлен самим нормативным правовым актом.

Вступление нормативных правовых актов со дня их подписания допустимо только при условии, что такие акты не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае в соответствии со статей 15 Конституции Российской Федерации они не влекут юридических последствий и не подлежат применению.

Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления должен определяться уставом муниципального образования.

Как правило, уставами и муниципальными правовыми актами преимущественно закрепляется момент вступления в силу нормативного правового акта органа местного самоуправления - со дня официального опубликования. Иной порядок вступления акта в силу должна быть предусмотрен самим актом при условии его опубликования.

Следующим важным моментом для установления пределов действия во времени является момент утраты нормативным правовым актом силы (прекращения его действия). Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов:

1. Прямая отмена нормативного правового акта. Этот способ наиболее целœесообразен для правильного применения норм права. Здесь содержится указание на время прекращения действия официального документа.

2. Фактическая отменаданного нормативного правового акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ достаточно часто имеет место, однако отсутствие прямого указания на отмену нормативного правового акта или на его отдельных положений нередко приводит к затруднениям на практике, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действий того или иного документам во многих случаях не наступает. Проблема также состоит по сути в том, что законодательно не установлены сроки приведения федеральных нормативных правовых актов в соответствии с вновь принятыми актами. В результате возникают коллизии норм права.

3. Истечение срока,на который был принят нормативный правовой акт, в случае если такой срок был установлен.

4. Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты. Так, утратили смысл и в связи с этим прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.

5. В соответствии со ст.125 Конституции Р Ф нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, а также он должна быть признан недействующим в порядке судебного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

По общему правилу нормативный правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу, до момента утраты им юридической силы.

Из указанного правила есть два исключения: обратная сила нормативного правового акта и ʼʼпереживаниеʼʼ нормативного правового акта.

Обратная сила нормативного правового акта состоит по сути в том, что вновь принятый акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до его вступления в силу. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. К примеру, статья 11 Федерального закона ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривает, что действие статьи. 234 ГК РФ (ʼʼПриобретательная давностьʼʼ) распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года (дата введения в действие ГК РФ) и продолжается в момент введения в действие части первой ГК РФ.

Обратная сила всœегда придается нормативным правовым актам, смягчающим или устраняющим ответственность за совершение правонарушения. Это положение закреплено в статье 54 Конституции Российской Федерации и конкретизируется в специальных отраслевых нормативных правовых актах (к примеру, в ч. 1 ст. 10 УК РФ).

В целях недопущения ухудшения положения граждан в законодательстве установлены и ограничения на придание нормативному правовому акту обратной силы . Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 54 и 57), принцип обратной силы не может применяться к законам, которые устанавливают или отягчают ответственность, а также вводят новые налоги или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков. Ограничения на придание нормативному правовому акту, устанавливающему или отягчающему ответственность, обратной силы нашли закрепление и в ряде международных документов (ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах).

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий можно выделить простую и ревизионную обратную силу . При ревизионной - действие нормативного правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х годах нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания.

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра юридических последствий не предполагает.

ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта состоит по сути в том, что отмененный акт продолжает действовать и после утраты им юридической силы . ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта может иметь место, в случае если для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативным правовым актом требуется определœенный срок. К примеру, в соответствии с пунктом 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативный правовой акт может действовать на всœей территории государства, на какой-то определœенной части страны (к примеру, Федеральный закон от 31 мая 1999 ᴦ. № 104-ФЗ "Об особой экономической зоне Магаданской областиʼʼ) и - в отдельных случаях - за пределами государства (к примеру, Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Как правило, нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. К территории государства обычно относят: сухопутное пространство, недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды; территориальные воды; континœентальный шельф; воздушное пространство над сушей и водным пространством и т.д. Вместе с тем, выделяют условную территорию государства (военные суда под флагом государства; гражданские морские, речные, воздушные суда под флагом государства, находящиеся в водах или в воздушном пространстве данного государства либо нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом и др.).

Наиболее важное значение проблема территориального действия нормативных правовых актов приобретает в федеративных государствах. Пространство, на котором действует данный акт, определяется компетенцией правотворческого органа, его местом в системе органов государства. Так, федеральными органами государственной власти могут приниматься нормативные правовые акты:

Обязательные к исполнению на всœей территории РФ;

Действующие на ограниченной части государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать нормативные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию такого субъекта или на ее часть (к примеру, закон субъекта Российской Федерации об утверждении границ муниципального образования). Акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований. При этом такие акты также могут распространяться на территорию муниципального образования или на ее часть (к примеру, генеральный план посœелœения, принятый к части территории посœелœения).

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве есть исключение - так называемое ʼʼэкстерриториальное действиеʼʼ , суть которого состоит в распространении действия нормативных правовых актов государства за его пределами. Как правило, экстерриториальность проявляется в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями, находящимися за границей. К примеру, в соответствии со статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, в случае если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц определяются кругом субъектов, на которых распространяются предписания такого акта.

Как правило, действие нормативных правовых актов распространяется на всœех субъектов, находящихся на соответствующей территории. При этом из этого правила существует ряд исключений.

1. Действие нормативного правового акта может распространяться только на определœенную группу лиц (к примеру, Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. № 181-ФЗ ʼʼО социальной защите инвалидовʼʼ, Федеральный закон от 27 мая 1998 ᴦ. № 76-ФЗ ʼʼО статусе военнослужащихʼʼ и др.). Такие акты могут предусматривать наделœение данных категорий лиц специфическими правами, льготами, налагать на них обязанности, применять к ним специфические меры ответственности.

2. Ряд нормативных правовых актов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Лица без гражданства и иностранные граждане не бывают участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства (большинство избирательных и политических прав, право занимать государственные должности, служба в вооруженных силах и др.). К данным категориям лиц предъявляются определœенные требования пребывания их на территории государства и т.д.

3. Действие норм уголовного, административного законодательства, а также ряда других законодательных актов Российской Федерации не распространяются на дипломатических представителœей иностранных государств и членов их семей, которые в соответствии с нормами международного права пользуются дипломатическим иммунитетом.

Ряд особенностей привлечения к административной и уголовной ответственности установлен в отношении отдельных категорий граждан (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы). Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 мая 1994 ᴦ. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не бывают привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (гл. 52) предусмотрены особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, прокуроров, следователœей, адвокатов и др.).

Пространстве и по кругу лиц - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пространстве и по кругу лиц" 2017, 2018.

НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

1. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального действия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулируется общим нормативным актом - Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовно-процессуальному закону свойственно только немедленное действие во времени, хотя в теории уголовного процесса иногда пытаются обосновать необходимость придания уголовно- процессуальным нормам обратной силы. Принцип немедленного действия означает, что вступивший в силу закон действует только «вперед» и распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу. Это правило - необходимый фактор стабильности, поскольку не позволяет бесконечно пересматривать и переоценивать уже принятые в рамках действующего закона процессуальные решения. Важно отметить, что сам закон никаких исключений, связанных с действием его положений во времени, так и не установил. Это означает, что уголовно- процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.

Уголовно-процессуальный Закон утрачивает свою силу с момента принятия нового Закона или с даты, указанной в новом Законе. Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юридической силы играют постановления Конституционного Суда РФ, признающие те или иные нормы закона не соответствующими Конституции РФ. Определенную специфику имеет действие уголовно-процессуального закона в ночное время, под которым понимается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности, запрещается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а присяжные заседатели с наступлением ночного времени вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).

По месту

Статья 2 УПК РФ

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответствии с нормами международного права и включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Пространственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанавливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.

Иммунитет распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также - на основании международных договоров - на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.

По кругу лиц

Статья 3 УПК РФ

1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, от- носятся главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным до- говорам РФ.