Бывают ли женщины пожарные (или чисто мужчины)? Женщины в пожарной охране.

Текст: Ольга Селезнёва
Иллюстрации: Даша Чертанова

До сих пор есть профессии, которые только мужчинам - а в прошлом веке их было гораздо больше. Женщинам приходилось доказывать свою силу, выносливость и смелость, то есть демонстрировать, что они вправе работать наравне с мужчинами. Рассказываем о нескольких женщинах, которые заработали себе это право первыми.

Первые женщины-пожарные

Вплоть до начала двадцатого века пожаротушение считалось исключительно мужским занятием, для которого необходимо обладать не только выносливостью, но и силой. В большинстве европейских стран женщин начали принимать в пожарные бригады сравнительно недавно. К примеру, в Австрии первая женская бригада сформировалась в 1912 году, а в продвинутой Норвегии не задокументировано ни одного случая, когда женщина тушила бы пожары, вплоть до 1980-х. Но и сейчас женщин в пожарном деле единицы.

Самой первой женщиной-пожарной была рабыня-афроамериканка Молли Уильямс. Она принадлежала торговцу из Нью-Йорка по имени Бенджамин Аймар, владельцу семейного бизнеса Aymar & Co. Аймар также трудился волонтёром в пожарной бригаде Добровольческого пожарного отряда Океанус - Oceanus Engine Co. 11. Сейчас нам кажется удивительным стремление преуспевающих мужчин выходить на работу, за которую им даже не заплатят (к тому же труд был, прямо скажем, нелёгким), но в те времена в США это было обычным делом: когда тебе есть что терять и любой твой склад вместе с товаром может сгореть дотла за считаные минуты, твоя мотивация очевидна. Точно неизвестно, зачем именно Аймар брал с собой на работу рабыню - может, был привязан к ней и хотел, чтобы она развеялась, а может, напротив, считал, что дома для неё слишком мало работы.

Молли быстро научилась обращаться с механизмами, и о ней говорили, что она «такой же хороший пожарный, как и остальные ребята». В 1818 году у Молли появился шанс это доказать. Как-то зимой Уильямс была на своём обычном месте со своим хозяином. Дни выдались холодные, и вся бригада подхватила чудовищную простуду, так что у Молли хватало забот. За окном мела метель, но пожар не выбирает время - тишину разорвал тревожный колокол. Молли оказалась единственной, кто был в состоянии ответить на вызов, и она выполнила свой долг - в ситцевом платье и переднике, потому что другой одежды у неё не было. После дебюта Молли торжественно приняли в ряды пожарной бригады (впрочем, неофициально) и стали называть «волонтёром № 11».

Множество женских имён стёрла история, но единицы сохранились. К примеру, Лилли Хичкок Койт, покровительница и талисман Добровольческого пожарного отряда Никербокер № 5 - Knickerbocker Engine Co. No. 5 - была очарована пожарным делом с юности. По одной из версий, в 1858 году, когда ей было пятнадцать лет, она услышала пожарную тревогу и бросилась на помощь бригаде. С тех пор Лилли повсюду сопровождала пожарных: и на вызовах, и на парадах, и на банкетах. Лилли была очень эксцентричной: она носила брюки, короткую стрижку и курила крепкие мужские сигары.

Позже стали появляться первые женские пожарные бригады при учебных заведениях и на заводах - одной из первых стала женская бригада Гиртон-колледжа в Великобритании, основанная в 1878 году. Но по-настоящему женщины стали проникать в профессию только во время Второй мировой, а первой женщиной, которую официально приняли на работу в пожарную бригаду в США, стала Сандра Форсье - произошло это только в 1973 году.


Первые женщины-полицейские

Говоря современным языком, первые женщины, призванные на службу в полицию, были скорее охранницами или надзирательницами. Почти двести лет назад в Британии и США появились сотрудницы, следившие за порядком в женских и детских отделениях тюрем, работных домов и психиатрических лечебниц. Но полноценной полицейской службой это назвать нельзя.

Впервые женщина получила полномочия детектива лишь в самом конце девятнадцатого века - примечательно, что на службу в полиции она пошла не от хорошей жизни. Мэри Коннолли родилась в 1853 году в Канаде, в семье иммигрантов, бежавших за океан от массового голода в Ирландии. В двадцать шесть лет она вышла замуж за слесаря Томаса Оуэнса, и вскоре они переехали в Чикаго. Но через несколько лет Томас умер от брюшного тифа, а Мэри осталась с пятью детьми на руках - до этого она всю жизнь была домохозяйкой и никогда не работала вне дома.

Как раз в то время городские власти Чикаго приняли постановление, запрещавшее труд детей в возрасте до четырнадцати лет. Чтобы обеспечить его соблюдение, город учредил должность санитарных инспекторов, которые должны были следить за условиями труда в магазинах и на фабриках. Для этой задачи решено было нанимать замужних женщин или вдов, поскольку работа с детьми считалась их «естественным призванием». В число этих инспекторов попала и Мэри Коннолли Оуэнс.

Молодая вдова с энтузиазмом взялась за дело. Она проверяла предприятия в поисках незаконно работавших детей (некоторые были младше семи лет), возвращала их домой, помогала семьям найти другие средства к существованию и даже делилась с ними своей зарплатой (в те времена её оклад в пятьдесят долларов в месяц считался большой суммой). Также она разыскивала отцов, бросивших жён и детей, и сдавала их в полицию, чтобы заставить содержать семью.

Вскоре её талант и энергия привлекли внимание нового начальника городской полиции - майора Роберта Макклори. Он решил привлечь Мэри Оуэнс к расследованию преступлений. В 1891 году она получила звание детектива-сержанта с правом ношения значка и ареста подозреваемых и вскоре завоевала уважение среди новых коллег. Её непосредственный начальник, капитан О’Брайен, так отзывался о своей подчинённой: «Дайте мне таких же мужчин, как эта женщина, и у нас будет лучшее детективное бюро во всём мире».

«Мне нравится заниматься полицейской работой, - рассказывала сама Мэри Оуэнс в интервью Chicago Daily Tribune в 1906 году. - Это даёт мне возможность помогать женщинам и детям, которые в этом нуждаются. Конечно, я никогда не выхожу ловить воров и грабителей. Это занятие остаётся мужчинам. Но за шестнадцать лет [в полиции] я повидала больше человеческого горя, чем любой мужчина-детектив».

Но, несмотря на отличную работу, Мэри Оуэнс, носившая звезду полицейского сержанта, всё ещё оставалась диковинкой. В начале 1900-х годов город Чикаго принял новые правила государственной службы, по которым женщин стали назначать инспекторами условий труда независимо от полиции. Казалось, что отныне женщины-полицейские больше не нужны. Та же Chicago Daily Tribune писала, что «миссис Оуэнс, несомненно, останется <…> единственной женщиной-полицейским во всём мире».

Но это предположение было опровергнуто всего четыре года спустя, когда Лолу Грин Болдуин приняли в штат полиции Портленда, штат Орегон. В её обязанности входила защита женщин от вовлечения в секс-работу. А накануне Первой мировой войны в полиции США служили уже более тридцати женщин.

В Старом Свете женщины-полицейские тоже появились лишь в начале двадцатого века. Первой из них была Генриетта Арендт - дочь главы еврейской общины Кёнигсберга, получившая образование медсестры в Берлине. В 1903 году она поступила на службу в полицию Штутгарта, где должна была присутствовать при допросах и заниматься медицинским освидетельствованием секс-работниц, заключённых и других женщин из группы «морального риска».

Так Генриетта Арендт начала изучать пути вовлечения женщин и детей в секс-работу и криминал. Позже она опубликовала книгу об этом и стала выступать с лекциями, но такая активность не понравилась руководству: в 1908 году Генриетту Арендт обвинили в отсутствии лояльности, «сомнительной нравственной пригодности» и даже в запрещённой связи с коллегой-полицейским, вынудив подать в отставку. Она переехала в Швейцарию, где занималась помощью детям-сиротам и начала кампанию против международной торговли детьми.

А в Великобритании женщин стали принимать в полицию лишь во время Первой мировой войны: чтобы заместить мужчин, призванных на фронт, в стране набрали около четырех тысяч женщин для патрулирования улиц, парков и железнодорожных станций. Первой женщиной-констеблем с правом ареста стала Эдит Смит - в 1915 году. Но и она занималась в основном тем, что мы сейчас назвали бы социальной работой: пыталась уменьшить количество секс-работниц в городе Грэнтем, где находилась военная база. Судьба её сложилась тяжело: проработав без выходных на протяжении двух лет, Эдит Смит вышла в отставку, несколько лет была медсестрой, а в 1924 году покончила с собой.


Первые женщины-священники

Почти во всех религиозных культах Европы до начала нашей эры были как жрецы, так и жрицы. Но с принятием христианства всё изменилось. «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви», - на этих словах апостола Павла из Первого Послания к коринфянам основывается запрет на ординацию (возведение в духовный сан) женщин как в католической, так и во всех православных церквях до наших дней.

Тем не менее в ранней истории церкви были случаи рукоположения женщин в священники. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской», - пишет тот же апостол Павел в Послании к римлянам. Лишь в конце пятого века, узнав, что женщины служат литургию в некоторых храмах на юге Италии, папа римский Геласий I запретил такую практику.

Прошло более тысячи лет, и протестантская Реформация, отвергнув многие догматы католичества, поставила под сомнение и запрет женского священства. Некоторые конфессии сразу позволяли женщинам проповедовать. Например, Джордж Фокс, основатель движения квакеров, полагал, что «Внутренний Свет» (часть божественной природы, заложенная в человеке) сияет как в мужчинах, так и в женщинах. Одним из основополагающих принципов вероучения квакеров стало равенство всех людей перед богом независимо от пола и других признаков.

Другое протестантское движение в США - методисты - стало рукополагать женщин в конце девятнадцатого века. Первой женщиной-пастором Объединённой методистской церкви стала Анна Говард Шоу. Она выросла на ферме в штате Мичиган, где была вынуждена с ранних лет много работать и присматривать за младшими детьми вместо больной матери, пока отец проводил время за дебатами в таверне соседнего городка.

Анна с детства тянулась к знаниям и получила образование школьной учительницы. Затем она окончила школу теологии при Бостонском университете, где была единственной женщиной. Многим не нравилось, что она присутствует на лекциях, вдобавок университет отказал ей в финансовой поддержке: однокурсники-мужчины получали бесплатное место в общежитии, тогда как Анне приходилось снимать комнату в городе.

Тем не менее в 1880 году Анна была рукоположена в священники методистской церкви. Чтобы заработать на жизнь, она окончила ещё и медицинский факультет, где во время учёбы познакомилась с суфражистками. Позже Шоу стала активной участницей суфражистского движения и до 1915 года возглавляла Национальную ассоциацию борьбы за право голоса для женщин. Она умерла в возрасте семидесяти двух лет, лишь несколько месяцев не дожив до того, как конгресс ратифицировал Девятнадцатую поправку к Конституции, которая дала женщинам право голоса на выборах.

Что касается Европы, там в большинстве протестантских конфессий вплоть до двадцатого века женщины оставались на вторых ролях. Перелом произошёл после Первой мировой войны, когда из-за массовой гибели мужчин на фронте женщины заменили их на фабриках, в магазинах - и в церквях. В 1920-х годах на факультетах богословия ведущих европейских университетов появились первые студентки. Спустя несколько лет они же стали первыми женщинами-пасторами.

Во Франции в 1930 году Берта Берч стала пастором реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии. В других регионах страны женщины-пасторы появились только к концу 1930-х годов. Поначалу им было очень непросто: нередко прихожане возмущались назначению женщин, называли их «уродливыми», обвиняли в мужеподобности и агрессивности. Но постепенно женщин-пасторов становилось всё больше. Многие из них вошли в историю: например, Мари-Элен Оффе во время немецкой оккупации Франции участвовала в движении Сопротивления.

Начиная с 1940-х годов женщины-пасторы появились в Дании, Швеции, Норвегии и многих других странах. А вот в Великобритании сопротивление женскому священству сохранялось особенно долго. Лишь в 1994 году в Англиканской церкви была рукоположена Анджела Бернерс-Уилсон, которая сейчас является капелланом Батского университета. «Отец моего мужа, как и мой собственный отец, был священником, а моя свекровь - врач, - рассказывает она. - Поэтому муж никогда и не ждал, что я стану домохозяйкой. Он всегда меня очень поддерживал и мирился с тем, что у меня не бывает выходных по воскресеньям. Он понимает, какая ответственная у меня работа и сколько труда и дисциплины она требует».

Как мы все прекрасно знаем, в современном обществе права мужчин и женщин равны, в нашей стране это гарантирует 19-я статья Конституции Российской Федерации. В связи с этим женщины имеют полное право выбрать для себя нужную им профессию, в которой они зачастую проявляют себя ничуть не хуже, а во многом и лучше мужчин.

Однако мало кому известно, что на самом деле женщины имеют ряд ограничений при приеме на некоторые виды работ. И речь здесь идет далеко не о традициях, сексизме или косных взглядах на «чисто мужские» профессии, в которых женщинам не может быть места из-за устаревших предрассудков — в нашем законодательстве существует документ, который воспрещает женщинам заниматься некоторыми видами работ.

Запретные должности

Называется он «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», и принят он был еще в феврале далекого 2000 года. Люди, которые его составляли, исходили из тех соображений, что жизнь, здоровье и труд женщин должны охраняться особенным образом. Именно этот перечень воспрещает прекрасной половине человечества занимать определенные должности, даже в случае наличия у женщин профессиональных навыков, необходимых для работы.

Всего этот перечень включает в себя 456 пунктов, и мы решили перечислить из них некоторые:

Машинист метро - многие даже и не задумываются об этом, однако женщина не имеет права садиться за пульт управления поезда, причем касается это не только метро. Женщина вообще не может быть машинистом поезда, это запрещено.

Водитель бульдозера - об этом также мало кто задумывался, однако видели ли вы хоть раз женщину за рулем экскаватора? Однозначно нет, так как это для женщин также является запретной профессией. Касается это, кстати, и тракторов.

Дальнобойщик - еще одна совершенно не женская профессия. Считается, что постоянных дальних переездов женщина выдержать не может. Однако едва ли много дам горит желанием сесть за «баранку» фуры и ехать сотни километров даже ради больших денег. Кстати, этот запрет распространяется и на вождение рейсовых автобусов дальнего следования.

Матрос - тоже нельзя. По старому поверью, женщина на корабле - уже само по себе к несчастью, да и служить на судне физически очень непросто. Помимо этого женщина не может стать ни боцманом, ни шкипером, ни помощником шкипера: все эти должности для леди тоже табу.

Военные профессии: женщина в военной форме уже перестала вызывать удивление у прохожих. Однако каким бы хорошим солдатом ни была женщина, не быть ей ни танкистом, ни пилотом боевого истребителя, ни командиром военного корабля. А на подводную лодку так и вообще не пустят.

Забойщик скота - в принципе, это не удивительно. Забойщик - это очень трудная физическая работа, связанная с кровью и смертью. К тому же перетаскивать туши крупного рогатого скота под силу даже не каждому мужчине.

Шахтер - женщин в России допускают далеко не ко всем подземным работам, и этот запрет вполне понятен: работа шахтера - титанический труд, который для здоровья женщины может оказаться вреден. Тем не менее, женщины под землей работать могут, но только в качестве обслуживающего персонала и технических специалистов.

Пожарный - еще одна опасная профессия, в которой женщине не место. На самом деле девушки могут работать в пожарных частях, но, к примеру, диспетчерами. В непосредственном тушении пожаров им участвовать запрещено.

Взрывник - да-да, взрывать что-либо в России можно только мужчинам, причем желательно настоящим. Как бы представительнице слабого пола не хотелось разнести что-нибудь вдребезги взрывной волной, половая принадлежность это сделать не позволит.

Химическое производство - перечислять все ограничения, которым подвергаются женщины в этой сфере, просто не представляется возможным в одной статье. Работа практически с любыми вредными веществами вроде свинца, ртути и прочих для женщин является запретной.

Относиться к этому, конечно, можно по-разному, однако смысл в таких запретах все-таки есть: женщин в первую очередь нужно беречь и ограждать от опасностей, с которыми сталкиваться лучше все-таки мужчинам.

Женщины в пожарной охране

Женщина-пожарный? Как ни странно звучит это слово, но есть страны(а у нас нет такой должности на сколько мне известно), в которых женщинам разрешено работать пожарными и тушить пожары. А в некоторых государствах уже рассматриваются варианты по привлечению женщин в пожарную охрану.
Во многих странах профессия пожарного считается одной из престижных и высокооплачиваемых профессий и, судя из социологических опросов, не мало женщин имеют желание и готовы стать пожарными. Дискриминацией по половому признаку считают женщины разделение профессий на "мужские" и "женские", т.к. заработная плата в "мужских" профессиях значительно выше чем в "женских". Вот поэтому женщины не хотят чувствовать себя на краю обочины.
Профсоюзы Германии, например, уже бьют тревогу, заявляя что немецкие женщины подвергаются грубой и неоправданной дискриминации, получая за свой труд значительно меньше, чем мужчины. Немецкие профсоюзы даже организовали акцию по привлечению женщин в "мужскую сферу занятости". Австралийцы пошли ещё дальше.
Власти Австралии активно проводят компанию по набору женщин-добровольцев в бригады по тушению пожаров в сельской местности. Повышенное внимание к женщинам обусловлено вполне логичными аргументами: у женщин как правило больше свободного времени, они чаще оказываются дома в дневное время, когда мужчины заняты или уезжают на работу, и могут заметить пожар в зародыше и принять участие в его тушении. Австралийцы надеются, что женщины-пожарные помогут снизить опасность пожаров в буше.
Руководство Спасательного управления Швеции считает, что шведские женщины дискриминируются при приёме на работу пожарными. В ведомстве считают, что к физической форме желающих стать пожарными предъявляют завышенные и не всегда обоснованные требования, что ведет к отсеиванию женщин уже на первом этапе.
«Это называется дискриминацией», - сказал начальник отдела Спасательного управления Швеции Хокан Аксельссон в эфире шведского радио «Экот». Поэтому, сообщил он, его ведомство намерено в течение 2008 года выяснить причины низкой доли женщин среди пожарных и разработать в этой связи общие рекомендации, которые можно было бы использовать при приеме на работу. Дискуссии о возможности работы женщин в пожарных частях идут в Швеции не первый год. Однако, несмотря на это, число представительниц женского пола в упомянутой профессии остается не высоким. Среди пяти тысяч шведских пожарных лишь 50 женщин.
В Израиле создана первая женская пожарная бригада. Восьми женщинам, твёрдо решившим стать пожарными, предстояло сдать сложные экзамены. Шесть претенденток на звание пожарных будут приняты на службу и начнут работать, сначала на станции в Хадере, а затем в Хоф а-Кармель, сообщает газета "Едиот Ахронот".
Пресс-секретарь пожарной станции в Хадере Дуду Ваануну заявил, что экзамены очень сложные. Они включают в себя спасение людей, заблокированных в горящем здании, бег по берегу моря, подъем по высоким пожарным лестницам и эвакуацию с помощью подъемников.
После окончания экзаменов будет создана первая в Израиле женская пожарная бригада. По словам командира пожарной станции в Хадере Исасхара Тохами, "пожарные работают посменно, одна смена – 24 часа. Они спят, едят, моются на станции. Вместо того, чтобы создавать отдельные комнаты, душевые и туалеты для женщин, гораздо легче сделать полностью женскую бригаду".
Пройдя полный курс подготовки, девушки будут служить на станции Хоф а-Кармель. По словам Тохами, им предстоит работать в сменах парами, а в случае большого пожара подкрепление придет из Хадеры.
В Канаде женщины прекрасно освоили профессию пожарного и не уступают в тушении пожаров мужчинам.
Однако недавно, как стало известно, в пожарном департаменте Ричмонда произошёл скандал.
Канадский город Ричмонд после сообщений о случаях сексуальных домогательств в пожарном департаменте занялся проблемой нижнего белья у его работников и принял постановление о том, чтобы пожарные носили только широкие и удлиненные трусы.
Ранее четыре женщины, работавшие в Ричмонде пожарными, уволились с работы, заявив, что они подвергаются сексуальным домогательствам со стороны своих коллег-мужчин. Позже специальное расследование охарактеризовало культуру поведения в пожарном департаменте как "ребяческую и враждебную" по отношению к женщинам. Проводивший расследование Винс Риди призвал создать отдельные туалет, душ и сменить оборудование в пожарной части. Городской чиновник Тед Тоунсенд заявил, что власти города последуют рекомендациям Риди и выделят более 14 тысяч долларов на закупки новых комплектов белья. Таким образом, по его словам, пожарная служба станет более нейтральной в половом отношении.
"Обычно мы снабжаем пожарных различными частями одежды, например перчатками, но теперь взялись за нижнее белье", - отметил Тоунсенд, добавив, что это часть усилий по "интеграции разных полов на рабочем месте". Он также рассказал, что когда в пожарной службе раздается сигнал тревоги, пожарные сбрасывают с себя большую часть одежды, чтобы надеть пожарный костюм.

После войны на постсоветском пространстве женщины работали пожарными, но это была жизненная необходимость, т.к. не хватало мужчин. В настоящее время наши женщины работают в пожарной охране, но в их функциональные обязанности не входит тушение пожаров.

У меня знакомый - начальник отряда. У него в подчинение много частей, они находятся в труднодоступных местах, разбросаны по территории района(огромная территория). Части состоят, в большинстве своем, из 2-3 человек. Не так давно, он рассказывал, что уволил одну женщину - как раз, начальницу части. Исключительно потому, что она - женщина. Дискриминация? Нет, просто если случится пожар, из-за малочисленности персонала, начальник части должен не только командовать процессом, но и лично осуществлять тушение. У нее, как у женщины, просто нет физической возможности делать это. Она обиделась, ведь так-то работала неплохо, касаемо бумажной работы, и.т.п., а там с трудоустройством большие проблемы. Но, вышестоящее начальство эту позицию приняло.

На основании своего стажа работы пожарным, пусть и небольшого, всего 5 лет. Женщину-пожарного, я не хотел бы видеть вообще, ни при каких обстоятельствах. Это никак не связано с женоненавистничеством, это связано исключительно с фактической разницей в психике и физиологии полов. Женщина не может выполнять работу пожарного настолько же эффективно как это делают мужчины. Это факт. Женщины слабее мужчин, при прочих равных условиях, это факт. Женщины медленней принимают решения в экстримальных условиях, если конечно это не решение "убежать подальше от источника опасности". Женщины поддаются панике и впадают в истерику в подавляющем большинстве случаев, это факт. Отступив замечу, что паника это чуть ли ни основная причина гибели человека при пожаре. И именно поэтому я категорически против женщин в этой специальности, я не хочу подвергаться лишнему риску там, где он и так зашкаливает, только из-за присутствия слабого пола на должностях пожарных. Работа пожарного - это скорость, выносливость, сила и быстрый аналитический ум, умеющей быстро принимать решения в быстро меняющейся обстановке.
Теперь про "в горящую избу", во всех случаях, а их были единицы, женщины рвались в огонь выносить своих детей. Во-первых в нетрезвом виде, во-вторых в состоянии истерики, т.е. неадеквата. Не буду здесь заострять внимание, но все же отмечу, для потери сознания достаточно вдохнуть дым 2-3 раза. И в итоге, прибывающим пожарным нужно спасать на одно человека больше. В всех случаях пожарным приходиться выделять как минимум одного бойца, чтобы он не пускал истеричек и бухих мамаш, они всегда мешают делать нам свою работу.
Поэтому женщина-пожарный - это прямая угроза жизни и здоровью людей на пожаре, а помимо этого, это прямое оскорбление мужчин-пожарных, если оплата их труда равная. Ну, и небольшое видео напоследок.

Хотя у нас в стране существуют колледжи, где можно получить эту специальность и женщине, после его окончания возможно работать в МЧС на должностях государственной гражданской службы. Это может быть старший специалист 2 или 3 разряда, помощник инспектора государственного пожарного надзора. Продвижение по карьере МЧС возможно при получении высшего образования, но это будут чиновничьи должности. К действующим пожарным очень серьезные требования по состоянию здоровья и физической подготовке. Рассмотрю, как все-таки обстоит дело в разных государствах.

В России

Из правил бывают все же исключения. В 2015 году на всю страну прогремела история 32-летней Анны Шпеновой, единственной в системе женщины - пожарной (именно пожарной, а не диспетчера), которая трудится в ПЧ № 2 г. Санкт-Петербурга. Она получила награду за проявленный героизм и мужество при спасении из огня двух женщин - медаль МЧС России «За отвагу на пожаре». Не , но случай редкий. Вот такая симпатичная женщина.

Достаточно женщин служит в пожарных частях, выполняя диспетчерские и координирующие функции, но, опять же, на пожары они не выезжают.

Однако, и в нашей стране хватает добровольных женщин-пожарных, например, в «Greenpeace», вот, например, Мария Васильева, которая тратит все свое свободное время на тушение пожаров.
.

За рубежом

Практика приема женщин на пожарную службу существует очень давно и женщины-пожарники отнюдь не редкость.

  1. В Западной Европе проводятся наборы женщин-добровольцев в целые организованные группы для тушения пожаров в сельской местности.
  2. В Австралии охотно берут женщин в городские пожарные команды.