Архимандрит димитрий. А вы знаете кто создал и возглавляет православный телеканал «Союз»? Знакомьтесь

Был лучшим руководителем, с кем мне приходилось работать, и этот руководитель меня уволил. И не спрашивайте почему. Так бывает. Особенно в творческих коллективах, где вопросами дисциплины некоторые нерадивые работники откровенно злоупотребляют. Один раз я умудрился поехать на Всероссийский конкурс православных СМИ, где наша газета «Покров» заняла первое место в номинации «Молодежные СМИ», и… не доехать. Отец Димитрий только плечами пожал и ничего не сказал.

Все, кто его знает: и друзья, и враги (а врагов у православных монахов, как вы знаете, немало) – сходятся в одном: он профессионал, и Профессионал с большой буквы. Когда я пришел к нему с пилотным номером «Покрова», он просто спросил: «Когда вы можете приступить к работе?» – «А когда можно?» – «Лучше с завтрашнего дня!» И уже к вечеру в редакции стоял новый стол и новый компьютер. Но не это главное. Главное, что отец Димитрий предоставил нам полную свободу в работе над газетой. Для многих журналистов, особенно православных, это звучит как откровение. Какую еще свободу? Вы хотите сказать, что не обсуждали с руководителем стратегии развития, темы номера, не утверждали планов и заданного курса? Нет! Нет! И еще раз нет! Как старый капитан, управляющий огромным кораблем, не лезет на ванты, чтобы проверить, как завязаны узлы, и не бегает на камбуз, чтобы попробовать, какой сегодня у кока обед, так и отец Димитрий доверил нам самим делать свою работу, почти не вмешиваясь в творческий процесс. Дело капитана – вести корабль. Дело матросов – вязать узлы и ставить паруса. Каждый на своем месте и каждый занимается своим делом. Умный капитан это знает, глупый тонет.

Мы предлагали. Он соглашался. Или нет. Он мог улыбнуться или просто сказать: «Понты». Но не указывал и не поучал. Мы могли напечатать на первой странице фотографию Президента В.В. Путина, звонившего на колокольне, с подписью «Валаамский звонарь» или фото идущего на коленях в крестном ходе старика с иконами и подписать «Русские идут!», и это было уместно и нормально. Так же, как и фото зевающей девушки рядом с инвалидом и подписью «Если рядом кому-то плохо – не зевай!» Для нас не было ничего ужаснее, чем сусальное православие в музейных тапочках с петухами, и отец Димитрий это прекрасно понимал. Молодых не интересуют красивые рассуждения, молодым нужно или всё, или ничего. Вера – это огонь, это купина неопалимая, это свобода говорить с Богом, глядя в глаза, и не сгорать. И если вы этого не понимаете, вам не нужно делать православные молодежные газеты. Зря потратите бумагу. Читать их никто не будет.

Говорили: это неформат. Но этот неформат оказался искренним разговором студентов со своим Патриархом

Когда Святейший первый раз в истории приехал в Екатеринбург, только благодаря отцу Димитрию мы провели акцию «Задай свой вопрос Патриарху» в десяти ведущих вузах города, где любой без исключения студент независимо от своих религиозных убеждений и взглядов мог задать Патриарху свой вопрос. Это не были специально отобранные православные тимуровцы и отличники в отглаженных рубашках, это был чистый неформат. Многие нам тогда говорили, что это не уровень Патриарха – участвовать в подобных интервью, а мы говорили, что вы путаете Святейшего с председателем ЦК КПСС, читающим по бумажке. Отец Димитрий нас поддержал, и этот неформат оказался тем искренним живым разговором студентов со своим Патриархом, который все поняли и оценили.

Говорят, счастливые часов не наблюдают. Он приезжал в редакцию рано утром, а уходил одним из последних. Рабочий день отца Димитрия продолжался ровно столько, сколько нужно, чтобы всё успеть. И этому не могли помешать ни голод, ни болезнь, ни стихийные бедствия. В ночных киосках всегда продается «Горячая кружка», от простуды есть растворимый аспирин, а «Православная газета» выйдет, даже если небо упадет на землю.

«Православная газета», издаваемая уже четверть века, была первым камнем, который он заложил в основание одного из лучших в России православных медиа-холдингов. Сегодня под маркой издательского отдела Екатеринбургской митрополии выходят газеты, журналы, книги, тираж которых – более 30 миллионов, и православный телеканал «Союз», вещающий во всем мире.

Телеканал «Союз» стал первым российским по-настоящему народным телевидением

Телеканал «Союз» стал первым российским по-настоящему народным телевидением. В отличие от того же «Общественного Российского Телевидения», которое финансирует государство, телеканал «Союз» существует только благодаря пожертвованиям телезрителей. И в этом принципиальная разница. Бюджетные деньги будут всегда, а свой кошелек часто бывает пустым. И если люди вот уже десять лет голосуют своими кровными за «Союз», значит, телеканал им нужен. Это доверие высшей пробы, которое не завоевать красивыми словами или громкими лозунгами.

То, что православные люди в нашей стране захотели иметь свой телеканал, тоже о многом говорит. Общество устало от бесконечных пустых сериалов, реалити-шоу и грязи современного телевидения. И появился «Союз», где как в зеркале отразилась другая, тоже настоящая, но хорошая жизнь – жизнь с Богом. Телеканал может нравиться или нет, но это реальное свидетельство нашей Церкви в современном бездуховном мире. Свидетельство о Христе и истине нашей веры. Я это понял, когда мои знакомые из Израиля и Франции рассказывали мне, что у себя дома они смотрят «Союз». Они узнают о Православии, о святых и монастырях, слушают отца Димитрия за тысячи километров от России. И для них это настоящее духовное событие.

Отец Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области, на родине легендарного советского разведчика Николая Кузнецова. Когда придет время поступать в медицинский институт, на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители – простые люди. Мама – бухгалтер, папа – столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной и вскоре стал завсегдатаем школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий он проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку. Уже в пятом классе Дима стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников и получил заслуженное прозвище Менделеев. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.

После разговора с юным комсомольцем настоятель вручил ему Библию. Но, как известно, враг всего хорошего не дремлет

А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И к Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Дима ходил в читальный зал библиотеки, где брал ксерокопии книг любимого поэта и старательно переписывал стихи в большую тетрадь. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и, как в те времена было принято, стал и октябренком, и пионером, и комсомольцем. Он вступил в комсомол не потому, что так надо, а по убеждениям, искренне считая (читайте роман Н. Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой молодежи. Став заместителем секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, комсомолец Дима принялся добросовестно изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности сыграли с ним злую шутку. Критика Священного Писания оказалась совершенно ненаучной, предвзятой, а главное – непроходимо глупой. И тогда он решил обратиться к первоисточникам. Для чего отправился в старейший в Талице храм , чтобы взять у священника Евангелие. Храм, несмотря на окружающую советскую действительность, никогда не закрывался и в определенных «малосознательных» кругах общества пользовался популярностью. После разговора настоятель вручил ему Библию. Как известно, враг всего хорошего не дремлет: Библию нашла мама и отнесла в райком партии. Ее там внимательно выслушали и сразу завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Ладно бы у советского подростка нашли «Плейбой» или записи Би-Би-Си, это было бы понятно. Но Библия? Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но главное произошло. Дима открыл Евангелие и встретил там Бога.

К окончанию школы он решил, что станет врачом. Причем военным. Для этого он дважды поступал в Военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и в конце концов он поступил в Свердловский медицинский институт. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и исповедовался у духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Н. Островского.) Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.

Здесь на глубине в несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. На подлодке он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием тех, кому доверял. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могли находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такой разлад, что через год он подал заявление о выходе из рядов ВЛКСМ. Старшие товарищи пытались его образумить. Они искренне за него переживали: «Хочешь верить в Бога – верь, но из комсомола зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить биографию?» А он не мог объяснить им, что жить по лжи просто нельзя!

Из комсомола его с позором исключили. А вскоре из политотдела с берега пришла депеша, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно для начальства за него вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял неблагонадежного матроса Байбакова на поруки. И его оставили служить.

Нужно было выбирать: или наука – или алтарь. Он выбрал алтарь

Когда он вернулся в институт, стал работать под началом профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в научных трудах, он посвятил свою студенческую работу теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно всё. Он так часто засиживался за работой, что ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда выходил, то сразу шел в один из старейших храмов Екатеринбурга – в Вознесенскую церковь, где к тому времени уже был алтарником. Через какое-то время работу на кафедре микробиологии и храм стало просто физически невозможно совмещать. Нужно было выбирать: или наука – или алтарь. Он выбрал алтарь.

Через два года ему предложили принять священный сан. К этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу. Вскоре после приема у архиепископа Мелхиседека и обстоятельного разговора с владыкой состоялось его рукоположение. Дмитрий Байбаков стал отцом Димитрием.

Внешне его жизнь мало изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на выходные уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где служил настоятелем местного прихода. Когда на практике в областной психиатрической больнице доктора узнали, что среди них есть священник, они привели его к главврачу, с тем чтобы он помог устроить при больнице храм. Так в 1993-м началась история храма при областной психиатрической больнице города Екатеринбурга.

И тогда он начал строить храм прямо на территории областной психиатрической больницы

После окончания мединститута отец Димитрий стал работать тут же, в больнице врачом-психиатром. Здесь в отделении он проработал полтора года. Но служение (именно в таких категориях он оценивает труд людей в белых халатах) врача требует всего человека. Все 24 часа в сутки. Иначе никак. Или ты плохой врач. Такое у отца Димитрия твердое убеждение. Но он был один. А служения два. В больнице и храме. И снова перед ним встал выбор. И снова он выбрал Церковь. Уход из больницы был для него большой драмой, которую Господь обратил в праздник. Отец Димитрий молился и просил Бога о помощи, и ему пришла простая, ясная мысль построить храм прямо на территории родной больницы. Разве не такие же люди, расслабленные и душевнобольные, приходили ко Христу, и Он исцелял их? И тогда он начал строить храм прямо на территории областной психиатрической больницы. Строительство продолжалось пять лет и закончилось в 2002 году. За это время там вырос огромный церковный комплекс с белоснежным храмом и современным приходским корпусом с зимней оранжереей. Не имея каких-то серьезных благотворителей, отец Димитрий вынужден был осваивать множество профессий – от экономиста до строителя. Потом на освящении храма к нему подходили строители и проектировщики и в глаза говорили: «Мы никогда не верили, что это строительство будет осуществлено». А бабушки из Рудянского улыбались и приговаривали: «С колышка до домышка».

С 1994-го он стал издавать у себя на приходе газету, которую назвал просто и со вкусом: «Православная газета». Газета родилась на ковре в доме родителей отца Димитрия. Логотип нарисовала его старшая сестра. Набор и верстка совершались на компьютере в редакции журнала «Красная Бурда», с сотрудниками которой у отца-настоятеля были дружеские отношения.

Когда на смену владыке Мелхиседеку пришел молодой энергичный владыка Никон, он сразу обратил внимание на эту газету. Она ему понравилась. Не имея привычки откладывать хорошие идеи в долгий ящик, он вызвал к себе редактора и назначил руководителем издательского отдела епархии. Так у отца Димитрия появилось новое послушание, ставшее одним из главных в его жизни. Никакого опыта издательской деятельности в епархии не было, и вообще ситуация с православными СМИ в стране была не самая оптимистичная. Церковь восставала из руин после 70 лет гонений, и все ее силы были брошены на восстановление храмов и открытие новых приходов. Не хватало людей, не хватало средств, не хватало опыта. Всё пришлось начинать с нуля. Но привыкшего к трудностям отца Димитрия это нимало не смущало. Он рассуждал по-монашески просто: раз Господь послал новое послушание, то пошлет силы и помощь для его выполнения. Ты работай, а плоды – они от Господа.

Опыт работы в строительстве, ведение бухгалтерии и знание политэкономии ему тогда очень пригодились. Потом он шутил по этому поводу: «Если посмотреть на здание, в котором мы работаем, то с точки зрения политэкономии всё обустроено безупречно. Первый этаж – это базис. Здесь типография и производственные помещения издательства. Второй и третий этажи – это надстройка. Здесь редакции газет, радио и телевидения, кабинеты сотрудников и управление». Дело поставлено таким образом, что один коллектив делает информационный материал сразу в нескольких форматах: для газеты, для радио, телевидения и Интернета. Это дает возможность работать в интерактивном режиме. Собственная производственная база позволяет максимально снижать себестоимость и увеличивать тиражи издаваемых книг и газет. Всё это в конечном итоге позволяет часть литературы распространять в больницах, военных частях, тюрьмах и учебных заведениях. Вот такая политэкономия по-монашески.

А теперь предоставим слово отцу Димитрию.

– Батюшка, вам часто приходится начинать какое-то дело с нуля.

Это угодно Богу – вот и весь секрет православных успеха

– И не особенно по этому поводу переживаю. Почему? Потому что я всё делаю по послушанию и благословению владыки. Как заметил один богослов, владыка – фигура трансцендентная. И его благословение на самом деле очень много значит. И еще: мы трудимся не для собственного блага, славы или богатства, а на благо Церкви. Поэтому каждое новое дело нам помогает созидать Господь. И это действительно так. Если посмотреть, каким я был двадцать лет назад, и на тот объем задач, которые мне предстояло решить, то, глядя на того молоденького монашка, лично я бы сказал: тут три варианта: либо батюшка авантюрист, либо проходимец, либо, простите, нездоров на голову. Ведь никто не верил, что Пантелеимоновский храм будет построен. А храм стоит. Потому что это было угодно Богу. Вот и весь секрет православного успеха.

– А знания откуда?

– Я скептически отношусь ко всяким образовательным семинарам и тренингам и считаю их малопродуктивными. Учиться нужно ручками. Я сам ходил на светские телеканалы и радиостанции, был в редакциях и типографиях и смотрел, кто, что и как делает. Если было непонятно, спрашивал.

– Храм святого великомученика Пантелеимона был первым опытом успешного народного проекта, который впоследствии вы воплотили в телеканале «Союз»?

– Никакие бизнесмены на Пантелеимоновский храм денег не давали. Всё было построено на деньги бабушек и дедушек. И тетенек с дяденьками. Это в полном смысле слова народный храм. Храм, который народ сам для себя построил. Поэтому у нас там всегда много прихожан, всегда много детей и бабушек. Люди любят свой храм.

Он стал одной из главных баз социального служения Екатеринбургской епархии. У нас есть сестричество для ухода за больными и одинокими людьми. Здесь открылся первый в области православный кабинет по лечению и реабилитации наркоманов. Мы регулярно проводим занятия с преподавателями учебных заведений по профилактике абортов. У нас ежедневно открыта благотворительная столовая. Мы собираем вещи для неимущих. В общем, обычная практика любого православного храма.

– Я знаю, что ни в одном из храмов, где вы служите настоятелем, во время службы деньги не собирают. Слишком хорошо живете?

– Обычно живем. Эта традиция берет начало от моих детских комплексов: мне не нравилось, когда во время богослужения бабушки обходили прихожан с подносами, прямо под возгласы священника, пересыпали деньги в жертвенный ящик, и грохот монет заглушал службу. Когда у меня появилась возможность это отменить – я тут же отменил. По мне, если человек захочет жертвовать, то найдет возможность это сделать.

– Как вы находите силы нести многочисленные послушания?

Иду выполнять благословение. Без «хочу/не хочу», «могу/не могу». Мне по-другому нельзя: я – монах

– Вся моя жизнь – это несение . Обычно владыка вызывает меня к себе и говорит: «Отец Димитрий, вот там-то и там-то нужно восстанавливать (или строить, или открывать) новый храм. Вы не возьметесь?» Я отвечаю: «Как благословите». И иду выполнять благословение. Без «хочу/не хочу», «могу/не могу», «есть настроение/нет настроения». Мне по-другому нельзя. Я – монах.

– А вам случалось бросать дело на полпути или элементарно не справляться?

– Божии дела нереализованными быть просто не могут. Даже когда, казалось бы, для их воплощения нет вообще никаких условий. Но человек предполагает, а Бог располагает. Другое дело, что Божественный план порой воплощается совсем не так, как ты представляешь.

Была у меня одна история. Как-то раз в одной больнице собрались открывать храм. Этого желали больные, желали врачи. Я подготовился, приезжаю к главврачу. Он меня хорошо принял, выслушал внимательно. А в конце разговора сказал: «Отец Димитрий, я не против открытия храма. Я даже за. Давайте сейчас пройдем по больнице. И вот, где вы место для него найдете, там ему и быть». Мы пошли осматривать больницу. Я смотрю: а места-то нет! Теснота ужасная. Коридоры узенькие, холла нет, палаты переполнены. И тогда я решил идти другим путем. Сейчас в этой больнице работает одно из лучших сестричеств города. Они взяли на полное обслуживание несколько палат с тяжелобольными. Туда постоянно приезжает батюшка, соборует, причащает. Так Господь нашу неудачу обратил во благо большее, чем мы хотели.

– Как вы считаете, чем в первую очередь должна заниматься сегодня Церковь?

Никакой политический строй, никакой режим, ни сама смерть оторвать человека от Бога не могут. И это самое главное

– Как и вчера, как тысячу лет назад и завтра, и на все времена, Церковь должна проповедовать о Христе. Воплощать в жизнь евангельскую нравственность, которую Сын Божий принес на землю. Это главная и по большому счету единственная задача Церкви. А что касается отношения к всевозможным политическим устройствам, то я вспоминаю одного пожилого батюшку, жившего при Сталине, которого спрашивали, заведомо ожидая негативной оценки того времени, так вот он, отвечая на вопрос, помолчал с минутку, а потом произнес: «А мне Сталин молиться не мешал». Никакой политический строй, никакой режим, ни сама смерть оторвать человека от Бога не могут. И это самое главное.

Отец Дмитрий был лучшим руководителем, с кем мне приходилось работать, и этот руководитель меня уволил. И не спрашивайте почему. Так бывает. Особенно в творческих коллективах, где вопросами дисциплины некоторые нерадивые работники откровенно злоупотребляют. Один раз я умудрился поехать на всероссийский конкурс православных СМИ, где наша газета «Покров» заняла первое место в номинации молодежные СМИ, и...не доехать. Отец Дмитрий только плечами пожал и ничего не сказал.

Все, кто его знает: и друзья, и враги (а врагов у православных монахов как вы знаете немало) - сходятся в одном: он профессионал, и профессионал с большой буквы. Когда я пришел к нему с пилотным номером «Покрова», он просто сказал: Когда вы можете приступить к работе? А когда можно? Лучше с завтрашнего дня! Уже к вечеру в редакции стоял новый стол и новый компьютер. Но не это главное. Главное, что отец Дмитрий предоставил нам полную свободу в работе над газетой. Для многих журналистов, особенно православных, это звучит как откровение. Какую еще свободу? Вы хотите сказать, что не обсуждали с руководителем стратегии развития, темы номера, не утверждали планов и заданного курса? Нет! Нет! И еще раз нет! Как старый капитан, управляющий огромным кораблем, который не лазит на ванты, чтобы проверить, как завязаны узлы, и не бегает на камбуз, чтобы попробовать, какой сегодня у кока обед, отец Дмитрий доверил нам самим делать свою работу, почти не вмешиваясь в творческий процесс. Дело капитана - вести корабль. Дело матросов - вязать узлы и ставить паруса. Каждый на своем месте и каждый занимается своим делом. Умный капитан это знает, глупый тонет.

Мы предлагали. Он соглашался. Или нет. Он мог улыбнуться или просто сказать: «Понты». Но не указывал и не поучал. Мы могли напечатать на обложке фотографию Президента Путина, звонившего на колокольне с подписью «Валаамский звонарь» или фотографию идущего на коленях в крестном ходе старика с иконами и подписать «Русские идут!» и это было уместно и нормально. Так же как и фото зевающей девушки, рядом с инвалидом и подписью «Если рядом кому-то плохо - не зевай!» Для нас не было ничего ужаснее, чем сусальное православие в музейных тапочках с петухами, и отец Дмитрий это прекрасно понимал. Молодых не интересуют красивые рассуждения, молодым нужно или все или ничего. Вера - это огонь, это купина неопалимая, это свобода говорить с Богом, глядя в глаза, и не сгорать. И если вы этого не понимаете, вам не нужно делать православные молодежные газеты. Зря потратите бумагу. Читать их никто не будет.

Когда Святейший первый раз в истории приехал в Екатеринбург, только благодаря отцу Дмитрию мы провели акцию «Задай свой вопрос Патриарху» в десяти ведущих вузах города, где любой без исключения студент независимо от своих религиозных убеждений и взглядов мог задать Патриарху свой вопрос. Это не были специально отобранные православные тимуровцы и отличники в отглаженных рубашках, это был чистый неформат. Многие нам тогда говорили, что это не уровень Патриарха, участвовать в подобных интервью, а мы говорили, что вы путаете Святейшего с председателем ЦК КПСС, читающего по бумажке. Отец Дмитрий нас поддержал, и этот неформат оказался тем искренним живым разговором студентов со своим Патриархом, который все поняли и оценили.

Говорят, счастливые часов не наблюдают. Он приезжал в редакцию рано утром, а уходил одним из последних. Рабочий день отца Дмитрия продолжался ровно столько, сколько нужно, чтобы все успеть. И этому не могли помешать ни голод, ни болезнь, ни стихийные бедствия. В ночных киосках всегда продается «Горячая кружка», от простуды есть растворимый аспирин, а «Православная газета» выйдет, даже если небо упадет на землю.

«Православная газета», издаваемая уже четверть века, была первым камнем, который он заложил в основание одного из лучших в России православных медиа-холдингов. Сегодня под маркой издательского отдела Екатеринбургской митрополии выходят газеты, журналы, книги, тираж которых более тридцать миллионов, и православный телеканал «Союз», вещающий во всем мире.

Телеканал «Союз», стал первым российским по-настоящему народным телевидением. В отличие от того же «Общественного Телевидения России», которое финансирует государство, телеканал «Союз» существует только благодаря пожертвованиям телезрителей. И в этом принципиальная разница. Бюджетные деньги будут всегда, а свой кошелек часто бывает пустым. И если люди вот уже десять лет голосуют своими кровными за «Союз», значит, телеканал им нужен. Это доверие высшей пробы, которое не завоевать красивыми словами или громкими лозунгами.

То, что православные люди в нашей стране захотели иметь свой телеканал, тоже о многом говорит. Общество устало от бесконечных пустых сериалов, реалити-шоу и пошлости современного телевидения. И появился «Союз», где как в зеркале, отразилась другая, тоже настоящая, но хорошая жизнь, жизнь с Богом. Телеканал может нравиться или нет, но это реальное свидетельство нашей Церкви в современном бездуховном мире. Свидетельство о Христе и истине нашей веры. Я это понял, когда мои знакомые из Израиля и Франции рассказывали мне, что у себя дома они смотрят «Союз». Они узнают о православии, о святых и монастырях, слушают отца Дмитрия Смирнова и профессора Осипова за тысячи километров от России. И для них это настоящее духовное событие, не меньшее чем «Голос Америки» был для советского человека.

Отец Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области, на родине легендарного советского разведчика Николая Кузнецова. Когда придет время поступать в медицинский институт, на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители - простые люди. Мама бухгалтер, папа столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной, и вскоре стал завсегдатаем в школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий он проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку. Уже в пятом классе Дима стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников и получил заслуженное прозвище Менделеев. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.

А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И конечно, громоподобный такой несоветский Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Дима ходил в читальный зал библиотеки, где он брал ксерокопии книг любимого поэта и старательно переписывал стихи в большую тетрадь. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и как в те времена было принято, был октябренком, пионером и комсомольцем. Он вступил в комсомол не потому, что так надо, а по убеждениям, искренне считая (читайте роман Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой молодежи. Став замом секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, комсомолец Дима стал добросовестно изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности сыграли с ним злую шутку. Критика Священного Писания оказалась совершенно не научной, предвзятой, а главное, непроходимо глупой. И тогда он решил обратиться к первоисточникам. Для чего отправился в старейший в Талице храм Петра и Павла, чтобы взять у батюшки Евангелие. Храм, несмотря окружающую советскую действительность, никогда не закрывался, и в определенных малосознательных кругах общества пользовался популярностью. После разговора настоятель вручил ему Библию. Как известно, враг всего хорошего не дремлет, Библию нашла мама, а потом отнесла в райком партии. Ее там внимательно выслушали и сразу завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Ладно бы у советского подростка нашли «Плейбой» или записи Би-Би-Си, но Библия? Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но главное произошло. Дима открыл Евангелие и встретил там Бога.

К окончанию школы он решил, что станет военным врачом. Для этого он дважды поступал в военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и, в конце концов, он поступил в Свердловский Медицинский институт. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и исповедовался у духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Островского). Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.

Здесь на глубине несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. На подлодке, он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием тех, кому доверял. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могли находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такой разлад, что через год он подал заявление о выходе из рядов ВЛКСМ. Старшие товарищи пытались его образумить. Они искренне за него переживали: «Хочешь верить в Бога - верь, но из комсомола зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить биографию? А он не мог объяснить им, что жить по лжи просто нельзя!

Из комсомола его с позором исключили. А вскоре из политотдела с берега пришла депеша, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно для начальства за него вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял неблагонадежного матроса Байбакова на поруки. И его оставили служить.

Когда он вернулся в институт, стал работать под началом профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в научных трудах, он посвятил свою студенческую работу теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно все. Он так часто засиживался за работой, что ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда выходил, то сразу шел в один из старейших храмов Екатеринбурга - Вознесенскую церковь, где к тому времени уже был алтарником. Через какое-то время работу на кафедре микробиологии и храм стало просто физически невозможно совмещать. Нужно было выбирать или наука, или алтарь. Он выбрал алтарь.

Через два года ему предложили принять священный сан. К этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу. Вскоре после приема у Правящего Архиерея архиепископа Мелхиседека и обстоятельного разговора с владыкой состоялось его рукоположение. Дмитрий Байбаков стал отцом Дмитрием.

Внешне его жизнь мало изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на выходные уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где служил настоятелем местного прихода. Когда на практике в областной психиатрической больнице доктора узнали, что среди них есть священник, они привели его к главврачу, с тем чтобы он помог устроить при больнице храм. Так в 1993-ем началась история храма святого великомученика Пантелеимона при областной психиатрической больнице города Екатеринбурга.

После окончания мед. института отец Димитрий стал работать тут же в больнице врачом-психиатром. В отделении он проработал полтора года. Но служение (именно в таких категориях он оценивает труд людей в белых халатах) врача требует всего человека. Все 24 часа в сутки. Иначе никак. Или ты плохой врач. Такое у отца Димитрия твердое убеждение. Но он был один. А служения два. В больнице и храме. И снова перед ним встал выбор. И снова он выбрал Церковь. Уход из больницы был для него большой драмой, которую Господь обратил в праздник. Отец Дмитрий молился и просил Бога о помощи, и ему пришла простая, ясная мысль построить храм прямо на территории родной больницы. Разве не такие же люди, расслабленные и душевнобольные приходили ко Христу, и Он исцелял их? И тогда он начал строить храм прямо на территории Областной психиатрической больницы. Строительство продолжалось пять лет и закончилось в 2002 году. За это время там вырос огромный церковный комплекс, с белоснежным храмом и современным приходским корпусом с зимней оранжереей. Не имея каких-то серьезных благотворителей, отцу Димитрию пришлось осваивать множество профессий от экономиста до строителя. Потом на освящении храма к нему подходили строители и проектировщики и в глаза говорили: «Мы никогда не верили, что это строительство будет осуществлено». А бабушки из Рудянского улыбались и приговаривали: «С колышка до домышка».

С 94-го он стал издавать у себя на приходе газету, которую назвал просто и со вкусом: «Православная газета». Газета родилась на ковре в доме родителей отца Димитрия. Логотип нарисовала его старшая сестра. Набор и верстка совершалась на компьютере в редакции журнала «Красная Бурда», с которыми у отца-настоятеля были дружеские отношения.

Когда на смену Владыке Мелхиседену пришел молодой энергичный владыка Никон, он сразу обратил внимание на эту газету. Она ему понравилась. Не имея привычки откладывать хорошие идеи в долгий ящик, он вызвал к себе редактора и назначил руководителем Издательского отдела епархии. Так у отца Димитрия появилось новое послушание, ставшее одним из главных в его жизни. Никакого опыта издательской деятельности в епархии не было, и вообще ситуация с православными СМИ в стране была не самая оптимистичная. Церковь восстанавливалась из руин после 70-ти лет гонений, и все ее силы были брошены на восстановление храмов и открытие новых приходов. Не хватало людей, не хватало средств, не хватало опыта. Все пришлось начинать с нуля. Но привыкшего к трудностям отца Дмитрия это нимало не смущало. Он рассуждал по-монашески просто: раз Господь послал новое послушание, то пошлет силы и помощь для его выполнения. Ты работай, а плоды - от Господа.

Опыт работы в строительстве, ведение бухгалтерии и знание политэкономии ему тогда очень пригодилось. Потом он шутил по этому поводу: «Если посмотреть на здание издательства, в котором мы работаем, то с точки зрения политэкономии все обустроено безупречно. Первый этаж - это базис. Здесь типография и производственные помещения издательства. Второй и третий этажи - это надстройка. Здесь редакции газет, радио и телевидения, кабинеты сотрудников и управление». Работа поставлена таким образом, что один коллектив делает информационный материал сразу в нескольких форматах: для газеты, для радио, телевидения и Интернета. Это дает возможность работать в интерактивном режиме. Собственная производственная база позволяет максимально снижать себестоимость и увеличивать тиражи издаваемых книг и газет. Все это в конечном итоге позволяет часть литературы распространять в больницах, военных частях, тюрьмах и учебных заведениях. Вот такая политэкономия по-монашески.


Корреспондент: - Вам часто приходится начинать какое-то дело с нуля.

О. Димитрий: - И не особенно по этому поводу переживаю. Почему? Потому что я все делаю по послушанию и по благословению Владыки. И как заметил один богослов, Владыка - фигура трансцендентная. И его благословение на самом деле очень много значит. И еще. Мы трудимся не для собственного блага, славы или богатства, а на благо Церкви. Поэтому каждое новое дело нам помогает созидать Господь. И это действительно так. Если посмотреть каким я был двадцать лет назад, и на тот объем задач, которые мне предстояло решить, то, глядя на того молоденького монашка, лично я бы сказал, тут три варианта: либо батюшка авантюрист, либо проходимец, либо, простите, не здоров на голову. Ведь никто не верил, что Пантелеимоновский храм будет построен. А храм стоит. Потому что это было угодно Богу. Вот и весь секрет православного успеха.

Корр.: - А знания откуда?

О. Димитрий: - Я скептически отношусь ко всяким образовательным семинарам и тренингам и считаю их малопродуктивными. Учиться нужно ручками. Я сам ходил на светские телеканалы и радиостанции, был в редакциях и типографиях и смотрел, кто, что и как делает. Если было непонятно, спрашивал.

Корр.: - Храм святого великомученика Пантелеимона был первым опытом успешного народного проекта, который впоследствии Вы воплотили в телеканале «Союз»

О. Димитрий: - Никакие бизнесмены на Пантелеимоновский храм денег не давали. Все было построено на деньги бабушек и дедушек. И тетенек с дяденьками. Это в полном смысле слова народный храм. Храм, который народ сам для себя построил. Поэтому у нас там всегда много прихожан, всегда много детей и бабушек. Люди любят свой храм.

Он стал одной из главных баз социального служения Екатеринбургской епархии. У нас есть сестричество для ухода за больными и одинокими людьми. Здесь открылся первый в области православный кабинет по лечению и реабилитации наркоманов. Мы регулярно проводим занятия с преподавателями учебных заведений по профилактике абортов. У нас ежедневно открыта благотворительная столовая. Мы собираем вещи для неимущих. В общем, обычная практика любого православного храма.

Корр.: - Я знаю, что ни в одном из храмов, где Вы служите настоятелем, во время службы деньги не собирают. Слишком хорошо живете?

О. Димитрий: - Обычно живем. Эта традиция берет начало от моих детских комплексов: мне не нравилось, когда во время богослужения бабушки обходили прихожан с подносами, прямо под возгласы священника, пересыпали деньги в жертвенный ящик, и грохот монет заглушал службу. Когда у меня появилась возможность это отменить - я тут же отменил. По мне, если человек захочет жертвовать, то найдет возможность это сделать.

Корр.: - Как вы находите силы нести многочисленные послушания?

О. Димитрий: - Вся моя жизнь - это несение послушания. Обычно Владыка вызывает меня к себе и говорит: «О. Дмитрий, вот там-то, там-то нужно восстанавливать (или строить, или открывать) новый храм. Вы не возьметесь?» Я отвечаю: «Как благословите». И иду выполнять благословение. Без хочу - не хочу, могу - не могу, есть настроение - нет настроения. Мне по-другому нельзя. Я - монах.

Корр.: - А Вам случалось бросать дело на полпути или элементарно не справляться?

О. Димитрий: - Божьи дела нереализованными быть просто не могут. Даже когда, казалось бы, для их воплощения нет вообще никаких условий. Но человек полагает, а Бог располагает. Другое дело, что Божественный план порой воплощается совсем не так, как ты представляешь. Была у меня одна история. Как-то раз в одной больнице собрались открывать храм. Этого хотели больные, хотели врачи. Я подготовился, приезжаю к главврачу. Он меня хорошо принял, выслушал внимательно. А в конце разговора сказал: «О. Димитрий, я не против открытия храма. Я даже за. Давайте сейчас пройдем по больнице. И вот где Вы для храма место найдете, там ему и быть». Мы пошли по больнице. Я смотрю - а места-то нет. Теснота ужасная. Коридоры узенькие, холла нет, палаты переполнены. И тогда я решил идти другим путем. Сейчас в этой больнице работает одно из лучших сестричеств города. Они взяли на полное попечение палаты с тяжелобольными. Туда постоянно приезжает батюшка, соборует, причащает. Так Господь нашу неудачу обратил во благо большее, чем мы хотели.

Корр.: - Как Вы считаете, чем в первую очередь, должна заниматься сегодня Церковь?

О. Димитрий: - Как и вчера, как тысячу лет назад и завтра, и на все времена, Церковь должна проповедовать о Христе. Воплощать в жизнь Евангельскую нравственность, которую Сын Божий принес на землю. Это главная и по большому счету единственная задача Церкви. А что касается отношения к всевозможным политическим устройствам, то я вспоминаю одного пожилого батюшку, жившего при Сталине, который, отвечая на вопрос о том времени, просто сказал: «А мне Сталин молиться не мешал». Никакой политический строй, никакой режим, ни сама смерть оторвать человека от Бога не может. И это самое главное.

Отец Димитрий был лучшим руководителем, с кем мне приходилось работать, и этот руководитель меня уволил. И не спрашивайте почему. Так бывает. Особенно в творческих коллективах, где вопросами дисциплины некоторые нерадивые работники откровенно злоупотребляют. Один раз я умудрился поехать на Всероссийский конкурс православных СМИ, где наша газета «Покров» заняла первое место в номинации «Молодежные СМИ», и… не доехать. Отец Димитрий только плечами пожал и ничего не сказал.

Все, кто его знает: и друзья, и враги (а врагов у православных монахов, как вы знаете, немало) – сходятся в одном: он профессионал, и Профессионал с большой буквы. Когда я пришел к нему с пилотным номером «Покрова», он просто спросил: «Когда вы можете приступить к работе?» – «А когда можно?» – «Лучше с завтрашнего дня!» И уже к вечеру в редакции стоял новый стол и новый компьютер. Но не это главное. Главное, что отец Димитрий предоставил нам полную свободу в работе над газетой. Для многих журналистов, особенно православных, это звучит как откровение. Какую еще свободу? Вы хотите сказать, что не обсуждали с руководителем стратегии развития, темы номера, не утверждали планов и заданного курса? Нет! Нет! И еще раз нет! Как старый капитан, управляющий огромным кораблем, не лезет на ванты, чтобы проверить, как завязаны узлы, и не бегает на камбуз, чтобы попробовать, какой сегодня у кока обед, так и отец Димитрий доверил нам самим делать свою работу, почти не вмешиваясь в творческий процесс. Дело капитана – вести корабль. Дело матросов – вязать узлы и ставить паруса. Каждый на своем месте и каждый занимается своим делом. Умный капитан это знает, глупый тонет.

Мы предлагали. Он соглашался. Или нет. Он мог улыбнуться или просто сказать: «Понты». Но не указывал и не поучал. Мы могли напечатать на первой странице фотографию Президента В.В. Путина, звонившего на колокольне, с подписью «Валаамский звонарь» или фото идущего на коленях в крестном ходе старика с иконами и подписать «Русские идут!», и это было уместно и нормально. Так же, как и фото зевающей девушки рядом с инвалидом и подписью «Если рядом кому-то плохо – не зевай!» Для нас не было ничего ужаснее, чем сусальное православие в музейных тапочках с петухами, и отец Димитрий это прекрасно понимал. Молодых не интересуют красивые рассуждения, молодым нужно или всё, или ничего. Вера – это огонь, это купина неопалимая, это свобода говорить с Богом, глядя в глаза, и не сгорать. И если вы этого не понимаете, вам не нужно делать православные молодежные газеты. Зря потратите бумагу. Читать их никто не будет.

Когда Святейший первый раз в истории приехал в Екатеринбург, только благодаря отцу Димитрию мы провели акцию «Задай свой вопрос Патриарху» в десяти ведущих вузах города, где любой без исключения студент независимо от своих религиозных убеждений и взглядов мог задать Патриарху свой вопрос. Это не были специально отобранные православные тимуровцы и отличники в отглаженных рубашках, это был чистый неформат. Многие нам тогда говорили, что это не уровень Патриарха – участвовать в подобных интервью, а мы говорили, что вы путаете Святейшего с председателем ЦК КПСС, читающим по бумажке. Отец Димитрий нас поддержал, и этот неформат оказался тем искренним живым разговором студентов со своим Патриархом, который все поняли и оценили.

Говорят, счастливые часов не наблюдают. Он приезжал в редакцию рано утром, а уходил одним из последних. Рабочий день отца Димитрия продолжался ровно столько, сколько нужно, чтобы всё успеть. И этому не могли помешать ни голод, ни болезнь, ни стихийные бедствия. В ночных киосках всегда продается «Горячая кружка», от простуды есть растворимый аспирин, а «Православная газета» выйдет, даже если небо упадет на землю.

«Православная газета», издаваемая уже четверть века, была первым камнем, который он заложил в основание одного из лучших в России православных медиа-холдингов. Сегодня под маркой издательского отдела Екатеринбургской митрополии выходят газеты, журналы, книги, тираж которых – более 30 миллионов, и православный телеканал «Союз», вещающий во всем мире.

Телеканал «Союз» стал первым российским по-настоящему народным телевидением. В отличие от того же «Общественного Российского Телевидения», которое финансирует государство, телеканал «Союз» существует только благодаря пожертвованиям телезрителей. И в этом принципиальная разница. Бюджетные деньги будут всегда, а свой кошелек часто бывает пустым. И если люди вот уже десять лет голосуют своими кровными за «Союз», значит, телеканал им нужен. Это доверие высшей пробы, которое не завоевать красивыми словами или громкими лозунгами.

То, что православные люди в нашей стране захотели иметь свой телеканал, тоже о многом говорит. Общество устало от бесконечных пустых сериалов, реалити-шоу и грязи современного телевидения. И появился «Союз», где как в зеркале отразилась другая, тоже настоящая, но хорошая жизнь – жизнь с Богом. Телеканал может нравиться или нет, но это реальное свидетельство нашей Церкви в современном бездуховном мире. Свидетельство о Христе и истине нашей веры. Я это понял, когда мои знакомые из Израиля и Франции рассказывали мне, что у себя дома они смотрят «Союз». Они узнают о Православии, о святых и монастырях, слушают отца Димитрия за тысячи километров от России. И для них это настоящее духовное событие.

Отец Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области, на родине легендарного советского разведчика Николая Кузнецова. Когда придет время поступать в медицинский институт, на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители – простые люди. Мама – бухгалтер, папа – столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной и вскоре стал завсегдатаем школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий он проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку. Уже в пятом классе Дима стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников и получил заслуженное прозвище Менделеев. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.

А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И к Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Дима ходил в читальный зал библиотеки, где брал ксерокопии книг любимого поэта и старательно переписывал стихи в большую тетрадь. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и, как в те времена было принято, стал и октябренком, и пионером, и комсомольцем. Он вступил в комсомол не потому, что так надо, а по убеждениям, искренне считая (читайте роман Н. Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой молодежи. Став заместителем секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, комсомолец Дима принялся добросовестно изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности сыграли с ним злую шутку. Критика Священного Писания оказалась совершенно ненаучной, предвзятой, а главное – непроходимо глупой. И тогда он решил обратиться к первоисточникам. Для чего отправился в старейший в Талице храм Петра и Павла, чтобы взять у священника Евангелие. Храм, несмотря на окружающую советскую действительность, никогда не закрывался и в определенных «малосознательных» кругах общества пользовался популярностью. После разговора настоятель вручил ему Библию. Как известно, враг всего хорошего не дремлет: Библию нашла мама и отнесла в райком партии. Ее там внимательно выслушали и сразу завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Ладно бы у советского подростка нашли «Плейбой» или записи Би-Би-Си, это было бы понятно. Но Библия? Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но главное произошло. Дима открыл Евангелие и встретил там Бога.

К окончанию школы он решил, что станет врачом. Причем военным. Для этого он дважды поступал в Военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и в конце концов он поступил в Свердловский медицинский институт. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и исповедовался у духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Н. Островского.) Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.

Здесь на глубине в несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. На подлодке он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием тех, кому доверял. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могли находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такой разлад, что через год он подал заявление о выходе из рядов ВЛКСМ. Старшие товарищи пытались его образумить. Они искренне за него переживали: «Хочешь верить в Бога – верь, но из комсомола зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить биографию?» А он не мог объяснить им, что жить по лжи просто нельзя!

Из комсомола его с позором исключили. А вскоре из политотдела с берега пришла депеша, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно для начальства за него вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял неблагонадежного матроса Байбакова на поруки. И его оставили служить.

Когда он вернулся в институт, стал работать под началом профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в научных трудах, он посвятил свою студенческую работу теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно всё. Он так часто засиживался за работой, что ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда выходил, то сразу шел в один из старейших храмов Екатеринбурга – в Вознесенскую церковь, где к тому времени уже был алтарником. Через какое-то время работу на кафедре микробиологии и храм стало просто физически невозможно совмещать. Нужно было выбирать: или наука – или алтарь. Он выбрал алтарь.

Через два года ему предложили принять священный сан. К этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу. Вскоре после приема у архиепископа Мелхиседека и обстоятельного разговора с владыкой состоялось его рукоположение. Дмитрий Байбаков стал отцом Димитрием.

Внешне его жизнь мало изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на выходные уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где служил настоятелем местного прихода. Когда на практике в областной психиатрической больнице доктора узнали, что среди них есть священник, они привели его к главврачу, с тем чтобы он помог устроить при больнице храм. Так в 1993-м началась история храма святого великомученика Пантелеимона при областной психиатрической больнице города Екатеринбурга.

После окончания мединститута отец Димитрий стал работать тут же, в больнице врачом-психиатром. Здесь в отделении он проработал полтора года. Но служение (именно в таких категориях он оценивает труд людей в белых халатах) врача требует всего человека. Все 24 часа в сутки. Иначе никак. Или ты плохой врач. Такое у отца Димитрия твердое убеждение. Но он был один. А служения два. В больнице и храме. И снова перед ним встал выбор. И снова он выбрал Церковь. Уход из больницы был для него большой драмой, которую Господь обратил в праздник. Отец Димитрий молился и просил Бога о помощи, и ему пришла простая, ясная мысль построить храм прямо на территории родной больницы. Разве не такие же люди, расслабленные и душевнобольные, приходили ко Христу, и Он исцелял их? И тогда он начал строить храм прямо на территории областной психиатрической больницы. Строительство продолжалось пять лет и закончилось в 2002 году. За это время там вырос огромный церковный комплекс с белоснежным храмом и современным приходским корпусом с зимней оранжереей. Не имея каких-то серьезных благотворителей, отец Димитрий вынужден был осваивать множество профессий – от экономиста до строителя. Потом на освящении храма к нему подходили строители и проектировщики и в глаза говорили: «Мы никогда не верили, что это строительство будет осуществлено». А бабушки из Рудянского улыбались и приговаривали: «С колышка до домышка».

С 1994-го он стал издавать у себя на приходе газету, которую назвал просто и со вкусом: «Православная газета». Газета родилась на ковре в доме родителей отца Димитрия. Логотип нарисовала его старшая сестра. Набор и верстка совершались на компьютере в редакции журнала «Красная Бурда», с сотрудниками которой у отца-настоятеля были дружеские отношения.

Когда на смену владыке Мелхиседеку пришел молодой энергичный владыка Никон, он сразу обратил внимание на эту газету. Она ему понравилась. Не имея привычки откладывать хорошие идеи в долгий ящик, он вызвал к себе редактора и назначил руководителем издательского отдела епархии. Так у отца Димитрия появилось новое послушание, ставшее одним из главных в его жизни. Никакого опыта издательской деятельности в епархии не было, и вообще ситуация с православными СМИ в стране была не самая оптимистичная. Церковь восставала из руин после 70 лет гонений, и все ее силы были брошены на восстановление храмов и открытие новых приходов. Не хватало людей, не хватало средств, не хватало опыта. Всё пришлось начинать с нуля. Но привыкшего к трудностям отца Димитрия это нимало не смущало. Он рассуждал по-монашески просто: раз Господь послал новое послушание, то пошлет силы и помощь для его выполнения. Ты работай, а плоды – они от Господа.

Опыт работы в строительстве, ведение бухгалтерии и знание политэкономии ему тогда очень пригодились. Потом он шутил по этому поводу: «Если посмотреть на здание, в котором мы работаем, то с точки зрения политэкономии всё обустроено безупречно. Первый этаж – это базис. Здесь типография и производственные помещения издательства. Второй и третий этажи – это надстройка. Здесь редакции газет, радио и телевидения, кабинеты сотрудников и управление». Дело поставлено таким образом, что один коллектив делает информационный материал сразу в нескольких форматах: для газеты, для радио, телевидения и Интернета. Это дает возможность работать в интерактивном режиме. Собственная производственная база позволяет максимально снижать себестоимость и увеличивать тиражи издаваемых книг и газет. Всё это в конечном итоге позволяет часть литературы распространять в больницах, военных частях, тюрьмах и учебных заведениях. Вот такая политэкономия по-монашески.

А теперь предоставим слово отцу Димитрию.

– Батюшка, вам часто приходится начинать какое-то дело с нуля.

– И не особенно по этому поводу переживаю. Почему? Потому что я всё делаю по послушанию и благословению владыки. Как заметил один богослов, владыка – фигура трансцендентная. И его благословение на самом деле очень много значит. И еще: мы трудимся не для собственного блага, славы или богатства, а на благо Церкви. Поэтому каждое новое дело нам помогает созидать Господь. И это действительно так. Если посмотреть, каким я был двадцать лет назад, и на тот объем задач, которые мне предстояло решить, то, глядя на того молоденького монашка, лично я бы сказал: тут три варианта: либо батюшка авантюрист, либо проходимец, либо, простите, нездоров на голову. Ведь никто не верил, что Пантелеимоновский храм будет построен. А храм стоит. Потому что это было угодно Богу. Вот и весь секрет православного успеха.

– А знания откуда?

– Я скептически отношусь ко всяким образовательным семинарам и тренингам и считаю их малопродуктивными. Учиться нужно ручками. Я сам ходил на светские телеканалы и радиостанции, был в редакциях и типографиях и смотрел, кто, что и как делает. Если было непонятно, спрашивал.

– Храм святого великомученика Пантелеимона был первым опытом успешного народного проекта, который впоследствии вы воплотили в телеканале «Союз»?

– Никакие бизнесмены на Пантелеимоновский храм денег не давали. Всё было построено на деньги бабушек и дедушек. И тетенек с дяденьками. Это в полном смысле слова народный храм. Храм, который народ сам для себя построил. Поэтому у нас там всегда много прихожан, всегда много детей и бабушек. Люди любят свой храм.

Он стал одной из главных баз социального служения Екатеринбургской епархии. У нас есть сестричество для ухода за больными и одинокими людьми. Здесь открылся первый в области православный кабинет по лечению и реабилитации наркоманов. Мы регулярно проводим занятия с преподавателями учебных заведений по профилактике абортов. У нас ежедневно открыта благотворительная столовая. Мы собираем вещи для неимущих. В общем, обычная практика любого православного храма.

– Я знаю, что ни в одном из храмов, где вы служите настоятелем, во время службы деньги не собирают. Слишком хорошо живете?

– Обычно живем. Эта традиция берет начало от моих детских комплексов: мне не нравилось, когда во время богослужения бабушки обходили прихожан с подносами, прямо под возгласы священника, пересыпали деньги в жертвенный ящик, и грохот монет заглушал службу. Когда у меня появилась возможность это отменить – я тут же отменил. По мне, если человек захочет жертвовать, то найдет возможность это сделать.

– Как вы находите силы нести многочисленные послушания?

– Вся моя жизнь – это несение послушания. Обычно владыка вызывает меня к себе и говорит: «Отец Димитрий, вот там-то и там-то нужно восстанавливать (или строить, или открывать) новый храм. Вы не возьметесь?» Я отвечаю: «Как благословите». И иду выполнять благословение. Без «хочу/не хочу», «могу/не могу», «есть настроение/нет настроения». Мне по-другому нельзя. Я – монах.

– А вам случалось бросать дело на полпути или элементарно не справляться?

– Божии дела нереализованными быть просто не могут. Даже когда, казалось бы, для их воплощения нет вообще никаких условий. Но человек предполагает, а Бог располагает. Другое дело, что Божественный план порой воплощается совсем не так, как ты представляешь.

Была у меня одна история. Как-то раз в одной больнице собрались открывать храм. Этого желали больные, желали врачи. Я подготовился, приезжаю к главврачу. Он меня хорошо принял, выслушал внимательно. А в конце разговора сказал: «Отец Димитрий, я не против открытия храма. Я даже за. Давайте сейчас пройдем по больнице. И вот, где вы место для него найдете, там ему и быть». Мы пошли осматривать больницу. Я смотрю: а места-то нет! Теснота ужасная. Коридоры узенькие, холла нет, палаты переполнены. И тогда я решил идти другим путем. Сейчас в этой больнице работает одно из лучших сестричеств города. Они взяли на полное обслуживание несколько палат с тяжелобольными. Туда постоянно приезжает батюшка, соборует, причащает. Так Господь нашу неудачу обратил во благо большее, чем мы хотели.

– Как вы считаете, чем в первую очередь должна заниматься сегодня Церковь?

– Как и вчера, как тысячу лет назад и завтра, и на все времена, Церковь должна проповедовать о Христе. Воплощать в жизнь евангельскую нравственность, которую Сын Божий принес на землю. Это главная и по большому счету единственная задача Церкви. А что касается отношения к всевозможным политическим устройствам, то я вспоминаю одного пожилого батюшку, жившего при Сталине, которого спрашивали, заведомо ожидая негативной оценки того времени, так вот он, отвечая на вопрос, помолчал с минутку, а потом произнес: «А мне Сталин молиться не мешал». Никакой политический строй, никакой режим, ни сама смерть оторвать человека от Бога не могут. И это самое главное.

Дмитрий Максимович Байбаков родился в многодетной семье в городе Талица . Крестила его бабушка (в честь святого Димитрия Прилуцкого ), родители были неверующими.

«Для меня путь к Богу был поиском Истины. Читая атеистическую литературу, я видел огрехи в критике Евангелия, но моих знаний было недостаточно. Я пошел к батюшке в храм попросить почитать первоисточник — Евангелие. Но первый раз я побоялся зайти в церковь. Подойдя к церковной ограде, я вспомнил, что по Конституции церковь отделена от государства, и я не мог понять, куда я попаду, выйдя из пределов государства. В советское время, по моему мнению, к Богу было прийти гораздо проще, чем сейчас.

В Советском Союзе с детского сада учили быть трудолюбивым, честным, добрым, любить Родину, а это все христианские ценности, власть воспитывала христианина, христианина без Христа. Не секрет, что заповеди строителя коммунизма – списаны с 10 заповедей Христа. Та система воспитывала гармоничную личность. У меня в голове комсомол и Бог очень гармонично сочетались в то время. В «Уставе комсомола» – борьба с религиозными предрассудками, но и Церковь всегда борется с религиозными предрассудками.

Комсомол – передовой отряд молодежи, но и христиане – передовой отряд человечества. К сожалению, сегодня в России нет единой системы воспитания – в школе одно, в семье другое, на улице третье… Вместо цельного мировоззрения получается окрошка, душу раздирает на части. Сегодня в обществе, по моему мнению, у нас осталось две здоровые системы воспитания: церковь и армия».

Окончив школу и отслужив в армии, Дмитрий Байбаков продолжил учёбу, параллельно служа алтарником в открывшемся храме Вознесения Господня . В священный сан был рукоположен в 1992 году, будучи ещё студентом. А в сентябре 1993 г. началась история храма Целителя Пантелеимона «храма, который построил отец Димитрий » .

Это был первый в Екатеринбурге храм, построенный при больнице. При Областной психиатрической больнице, в которой отец Димитрий успел поработать врачом-психиатром. Храм строился с нуля – расчистили в лесу площадку, заложили фундамент, начали класть кирпичные стены. Храм Целителя Пантелеимона уникален многим, в том числе и тем, что это единственный в истории Екатеринбурга случай, когда деньги на храм собирали с помощью телемарафона.


«Я учился в медицинском институте, потому что врач – это самая гуманная профессия, самая наихристианийшая из профессий. Я хотел лечить особо опасные болезни, быть микробиологом, эпидемиалогом. Но к окончанию института я уже служил в храме, и предо мной стал выбор: либо Храм, либо кафедра в институте. Я выбрал Храм и, специализацию психиатра, полтора года проработав после учебы в областной психиатрической больнице.

Работа врача – это служение, ему надо отдаваться полностью, нельзя служить двум господам. Я снова выбрал Храм. Господь каждому человеку, верит человек в него или нет, все время посылает знаки, надо уметь их слышать. Огромный храмовый комплекс в лесу на поляне – это была воля Божья. Если какое-то дело не идет, то я прошу у Бога не чего-нибудь конкретного. Я прошу ни того, чего я хочу, а умения понять, что хочет Господь».


Храм Целителя Пантелеимона
— одно из важных мест социального служения Екатеринбургской епархии . При храме — первый в области православный кабинет по лечению и реабилитации наркоманов, сегодня таких кабинетов по области более десяти, здесь проводятся занятия по профилактике абортов. Ежедневно открыта благотворительная столовая. Но у отца Димитрия есть еще одно послушание: под его руководством в Екатеринбурге создан уникальный для России церковный медиахолдинг, в котором — 3 газеты, типография, информационное агентство, книжное издательство, круглосуточная радиостанция «Воскресение» и первый в России православный телеканал «Союз», с круглосуточным вещанием на все Северное полушарие.


«После запуска телеканала, нас сильно критиковали: «Так нельзя делать, все сделано не по правилам». Хотя у нас уже были газета, радио, мы не знали, как делать телевидение. Но нельзя ждать «завтра» всю жизнь, надо сегодня делать, то, что ты можешь сделать сегодня. Развитие будет продолжаться всегда. Использование технических средств для просвещения человека – благое дело, я был и буду проводником воли Божьей. Такого церковного медиахолдинга нет нигде, дело не в личности, талантливых людей очень много в городе. Большевики решили, чтобы Россия в Екатеринбурге закончилась, но Господь повелел, что бы здесь появился телеканал».

В эфире телеканала «Союз» религиозные программы не составляют большинства, но все программы делаются на основе православного мировоззрения. В Екатеринбурге удалось создать новое телевидение: нравственное, воспитывающее, образовывающее. Под руководством отца Димитрия совершили невозможное: в полуторамиллионном городе нашли частоту для вещания, запустили круглосуточное вещание на все Северное полушарие Земли.

«Теперь, спустя время, можно признаться: не имея ни средств, ни опыта, ни знаний, создать практически на пустом месте то, чего никогда не было, – православное телевидение – можно было только верой и молитвами, ощущая поддержку православных. Каждую передачу телеканала «Союз» сопровождает бегущая строка – пожертвуйте 100 рублей на наш телеканал. Это народное телевидение. Наш канал так нравится зрителям и количество наших зрителей такого, что нам хватает денег вещать на полмира. Мы поддерживаем тесную связь со зрителями, спрашиваем, что им нравится, что не нравится. Связь со зрителем разнообразная – телефонные звонки, электронная почта, форум, странички в Контакте, обычные письма, которые мне надо прочитать, я должен понять, что люди думают».

Со стороны может показаться, что в Екатеринбурге достаточно храмов, но бесстрастная статистика говорит о другом.

«В Екатеринбурге сейчас чуть больше 50 храмов, но 30 храмов существуют в приспособленных помещениях: в гаражах, в холле больницы… 50 тыс. человек – максимальная вместимость всех христианских Храмов в 1,5 млн. Екатеринбурге . Если мы говорим о необходимости нравственного воспитания людей, то такого количества Храмом недостаточно. Норма в идеале: один Храм на 2000 — 5000 жителей, чтобы священник – пастырь, мог воспитывать, наставлять прихожан.

На строительство храмов нам не нужны деньги от государства: мы сами все прекрасно организуем. Сегодня главная проблема землеотводы – чиновники не дают земли под Храмы. На окраине, на пустыре мы землеотвод получали 8 лет, чтобы построить Храм в честь святителя Луки. Еще на один храм мы собираем бумаги 12 лет! Нам никогда не говорят: «Нет», нам говорят: «Принесите еще одну справочку». Но на все воля Божья, храмы на Урале будут строиться».

В 1998 году отец Димитрий принял монашеский постриг. Это важное событие произошло у известной уральской святыни — чудотворной Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы в Курганской области .

«Если я получил благословление, я иду работать. Без хочу – не хочу, могу – не могу, есть настроение – нет настроения. Потому что мне по-другому нельзя. Я – монах».

Архимандриту Димитрию (Байбакову) поднимать сложные проекты не впервой. Он с нуля создал телеканал «Союз».

В столице Урала незаметно для екатеринбуржцев появилась первая православная школа.

Семиэтажное здание выросло в микрорайоне Лечебный - возле церкви целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что учебное учреждение функционирует при храме, это будет светская общеобразовательная школа, обещает построивший его священник. Врачи психолечебницы, находящейся по соседству за забором, уже поставили ему диагноз.

Здоровенное семиэтажное здание из красного кирпича выглядит дорого и внушительно. На площади 7000 квадратных метров разместятся детский сад, школа, спортзал и бассейн. Все это построил священник - архимандрит Димитрий (Байбаков). По образованию он - врач-психиатр: в молодости был практикующим доктором - работал в расположенной по соседству областной психиатрической больнице, пока не нашел себя в служении. Созданный им храм целителя Пантелеимона первое время ютился в этой больнице, в небольшом помещении, которое приспособили под церковь.

Архимандрит Димитрий проводит экскурсию по школе Антону Шипулину и Олесе Красномовец

О том, как начиналась постройка нового, кирпичного храма, теперь ходит легенда. «Однажды отец Димитрий зашел в ординаторскую и сказал: „Мы решили строить храм“, - рассказала „URA.Ru“ редактор православного телеканала „Союз“ Светлана Ладина. - Врачи спросили его: „Ты что, нашел богатого спонсора?“, на что он ответил: „Нет, мы сделаем это силами прихожан“. После этого коллеги-психиатры быстренько поставили ему „диагноз“».

Однако, на удивление, дело пошло. «Там, где сейчас колокольня, была маленькая полянка, - рассказывает священник. - Мы нашли ее с администрацией больницы и начали обживать. И за 23 года так обжили, что построили храм, крестильное помещение и церковный домик, в котором - библиотека и воскресная школа» . Вместе со зданиями рос и приход, причем не только количественно, но и качественно - все больше становилось прихожан с детьми, многодетных.

«Из центра города мы с семьей ездили в Пантелеимоновский храм, на восьмой километр Сибирского тракта, с маленькими детьми на руках на общественном транспорте. Там была удивительная семейная атмосфера» , - вспоминает Светлана Ладина.

«По воскресеньям храм стал превращаться в детский сад: детей стало в разы больше, чем взрослых, - вспоминает отец Димитрий. - Я сам монах и к детям отношусь настороженно, потому что не умею с ними обращаться. Но делать же с ними что-то надо! И вот мы решили продолжить наш комплекс зданий и построить образовательный центр, который включал бы в себя детский сад и школу».

Центр cтроили семь лет. «Исключительно на пожертвования - никаких спонсоров и благодетелей у нас нет» , - говорит монах. И объясняет:

«Одно дело, когда ты берешь деньги из бюджета и их осваиваешь, другое - когда строишь себе: получаются совсем другие цены. Поэтому я не буду говорить, во сколько мне обошелся квадратный метр. Если кто-то узнает, то меня просто придут и расстреляют, потому что таких цен не бывает».

Здание рассчитано на пять групп детского сада и 11 классов. Байбаков уверяет, что она будет обычной, общеобразовательной - с математикой, физикой, биологией, химией и так далее. При этом и в классе, и в коридоре висят иконы и лампады.

Сейчас набрана одна группа детского сада и первый класс, в котором пока только 15 человек (кабинет рассчитан на 25 учеников). «Документально обучение детей пока никак не оформлено, - признает священник, - поэтому и рекламы учебному заведению не делаем. Но все документы будем получать» . Батюшка уверен, что сможет лицензировать школу, ссылаясь на опыт получения лицензий для телевещания (это он запускал в Екатеринбурге телеканал «Союз»).

Во время экскурсии по школе отец Димитрий признается, что лично планировал здание. Оно состоит из трех блоков, стоящих «каскадом» - чтобы школа не «задавила» храм. «Я сам и архитектор, и проектант, и дизайнер, - говорит священник. - Даже шкафы в классе я сам проектировал, чтобы все было в цвет» . В первом блоке сейчас достраивается спортзал (его должны запустить в ноябре), в третьем со временем появится бассейн.

Обучать детей наняли хороших педагогов - с 30-летним стажем. «Бабушками их не назовешь, но это очень опытные учителя» , - говорит отец Димитрий. И школа, и детский, и группы развития - все услуги платные. Точную стоимость обучения помощники Байбакова назвать отказались, отметив лишь, что она невысока - в пределах нескольких тысяч рублей, чтобы «отбить» себестоимость обучения.

По словам людей из окружения священника, ни у храма, ни у школы действительно не было какого-то богатого спонсора - на все собирали «по копеечке». Секрет успеха его проектов коллеги видят в другом. «Это человек, которого окружают чудеса, - говорит Светлана Ладина. - Но я хочу, чтобы меня поняли правильно: он никогда не строил из себя чудотворца, просто Господь, видя, что он делает нужные дела, посылает ему свою помощь. Сначала создал православную газету, потом радиоканал „Воскресение“, затем телеканал „Союз“. Известно, что в разгар строительства отец Димитрий, чтобы расплатиться со строителями, продал свою квартиру».

В том, что частная школа архимандрита Димитрия Байбакова будет востребована, нет никаких сомнений - его храм давно стал неким культурным центром микрорайона. «Здесь очень много людей, которые приходят с поселков Тубсанаторий, Психбольница, Лечебный, из коттеджей в округе, - рассказывает преподаватель физкультуры Ольга Решеткина. - Все эти детки занимаются у нас, плюс приезжают дети из города. Здесь кругом лес, свежий воздух, своя скважина, отдельная территория. Мы думаем, что детей будет все больше и больше».

Вконтакте